Паритетная политика России в Закавказье и евразийская перспектива Азербайджана

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Внимание внешних сил к крупнейшей закавказской республике неуклонно возрастает. Расположить к себе Азербайджан стремятся и США, и Евросоюз, и Россия. События на Украине и создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) подняли ставки в игре под условным названием «завоевать симпатии Баку». Среди отмеченных игроков на азербайджанском направлении менее всех выдержанны американцы. Политическая элита прикаспийской республики продолжает относиться к американским партнёрам с подозрениями. Последние отвечают им взаимностью, периодически обращаясь к теме нарушения прав человека в Азербайджане, наличия здесь политзаключённых. Зачастую официальные вашингтонские комментаторы заходят весьма далеко в своих оценках и прогнозах. Совсем недавно посол США в Баку Ричард Морнингстар допустил множество неоднозначных заявлений в адрес местных властей. Рассуждая о перспективах развития Азербайджана, американский дипломат указал на отсутствие монолитности в руководстве республики. По Морнингстару, к оценкам которого не стоит относиться несёрьёзно, учитывая послужной список работы этого функционера на ответственных постах в Госдепартаменте США, в среде видных азербайджанских управленцев представлены разные точки зрения на приоритетность внешнеполитического курса страны. Часть высшей бюрократии придерживается прозападных настроений, другая – видит будущее Азербайджана в углублении связей с Россией по всем перспективным направлениям выстраивания межгосударственных отношений.

По сути, американцам, помимо нравоучительного тона, предложить Баку особо нечего. Планы США на Южном Кавказе носят отчётливый антироссийский и антииранский характер со всеми вытекающими из этого последствиями. Место Азербайджана в этих планах также вполне очевидно – пребывание Баку с двумя соседями на севере и юге в состоянии перманентной напряжённости. Связи Азербайджана с Евросоюзом определяются нефтегазовым потенциалом республики. Не обделённая природными ресурсами республика интересует европейцев под призмой поставок в западном направлении сравнительно крупных объёмов углеводородов. Траснациональные корпорации с европейской пропиской доминируют на азербайджанском топливно-энергетическом рынке. Лишь малая часть нефти и газа республики ориентирована на Россию и Иран. В последнем случае объём сотрудничества вовсе незначителен: Азербайджан поставляет газ в северные провинции Ирана в обмен на реверсные поставки иранского голубого топлива в Нахичеванскую автономную республику. Европе нужны каспийская нефть и газ, а все разговоры о перспективах интеграции Азербайджана в западные клубы являются ни к чему не обязывающей дипломатической эквилибристикой. 

Азербайджан не должен попасть под определяющее влияние России и Ирана – к такой общей установке сводится политика Запада в отношении нефтеносной республики. Американцы прямо заявляют, что ни нефть, ни газ Азербайджана не представляют для них экономического интереса. Более того, озвученные самими европейцами, большими радетелями прокладки обходных Россию энергетических маршрутов из Центральной Азии и Закавказья в Старый Свет, оценки экспортного потенциала Азербайджана приоткрывают политическую мотивированность Брюсселя играть на «европейских настроениях» азербайджанской элиты. Республика сможет удовлетворять лишь малую часть европейских потребностей в газе. В январе 2014 года британская Financial Times, отметив внушительный объём инвестиций в проект «Шах-Дениз 2» (около $45 млрд.), пришла к выводу о покрытии азербайджанским газом лишь 2% нынешних европейских потребностей в этом энергоресурсе. Ко времени предполагаемой сдачи в эксплуатацию Трансанатолийского и Трансадриатического газопроводов разрыв между общеевропейским спросом на голубое топливо и реальными возможностями Азербайджана составить конкуренцию российскому трубопроводному газу только усилится. По каспийской нефти с азербайджанского шельфа, учитывая, что её главными адресатами выступают Турция и Израиль, показатель «заменимости» для европейцев и того ничтожнее.

На этом невнятном фоне американской и европейской политики в отношении Азербайджана российские подходы выглядят куда более продуманными. Отношения Москвы и Баку нельзя назвать полностью лишёнными сложностей. Это далеко не так. Наиболее злободневные элементы между соседями по Каспию и Кавказу продолжают преломляться через карабахский конфликт. Именно под этим углом в Баку сохраняется настороженное отношение к кавказской политике России. После крымского референдума в Азербайджане можно наблюдать очередной виток недоверия к северному соседу. В ориентирующихся на Запад бакинских изданиях муссируется тема нависшей над Баку после Крыма «опасности». Выдвигаются теории о разработке Евросоюзом «модели защиты Азербайджана от России», в связи с чем «ведутся интенсивные тайные переговоры с Европой». Часть местых экспертов и политиков строит свои алармистские предположения на тезисе об абсолютной поддержке россиянами их единственного союзника в регионе, который волею судьбы стал для официального Баку противником № 1. Другое в условиях присутствия России и Армении в одной системе коллективной безопасности и наличия на армянской территории российской военной базы, массивного пакета российско-армянских соглашений в экономической сфере предположить сложно. На самом деле Москва всеми силами пытается не строить отношения с Арменией в ущерб интересам Азербайджана. Россия взяла за основу паритетный курс продвижения своих позиций в конфликтогенном регионе, где накал конфронтации между Арменией и Азербайджаном практически не оставляет места для нахождения взаимовыгодных компромиссов. У карабахского конфликта нет военного решения, а его политическое урегулирование в обозримой перспективе крайне затруднено. Причины этому носят разносторонний характер, но все они с неизбежностью затрудняют развитие паритетных связей Москвы с Ереваном и Баку. Впрочем, это отнюдь не означает неизбежность провала мирных инициатив в регионе конфликта, российской политики поддержания регионального баланса. Запад и его кавказские агенты-клиенты из числа рьяных критиков России выискивают любой повод нанести позициям Москвы в региое серьёзный ущерб, провоцируя и в Ереване, и в Баку антироссийские настроения. К примеру, поставка Россией в Азербайджан боевых танков Т-90С вновь активизировала армянских сторонников курса на сближение с Западом. Хотя простой подсчёт баланса оружейных поставок Москвы своим кавказским партнёрам показывает, что союзник по ОДКБ как минимум не обделён. А по некоторым видам поставляемых из России вооружений и военной техники значительно опережает своего оппонента в карабахском конфликте (1).

У России нет готового ключа к разрешению армяно-азербайджанских противоречий, однако некоторые факторы обозначить можно. Создание ЕАЭС открывает новые перспективы снятия с Закавказья конфликтного «стресса». Вступление Азербайджана в глубоко интегрированный экономический блок на постсоветском пространстве с позиций сегодняшнего дня представляется чем-то весьма абстрактным. Беглый взгляд на интерес местной элиты сохранить тесные бизнес-связи с западными партнёрами, а также фактор самых продвинутых отношений Азербайджана с Турцией настраивает даже самых неудержимых оптимистов на прагматизм. Если Россия не строит отношения с Арменией в ущерб Азербайджану, то схожая установка представлена и во внешнеполитическом курсе прикаспийской республики. Она пытается вступить со всеми внешними силами в «гибкие альянсы», никого не отталкивая от себя, но и не подпуская слишком близко. Равноудалённое дистанцирование от региональных и мировых центров силы резонно видится в Баку единственно правильным решением. Иной вопрос, насколько эту комплементарную «эластичность» азербайджанским властям удастся продвигать бесконечно долго. До состоявшегося 17-18 июня визита в Баку министра иностранных дел России Сергея Лаврова из бакинских коридоров власти пришёл сигнал об отсутствии у руководства республики намерения вступать в ЕАЭС.

Скорее всего, это дань равноудалённому внешнеполитическому курсу республики, сделанный по инерции успокаивающий жест Баку в сторону своих западных партнёров. За несколько дней до визита главы российского МИД в Баку поспешил «отметиться» председатель Еврокомиссии Баррозу. Кстати, интересным нюансом турне главного еврокомиссара по странам-участникам европейской программы «Восточное партнёрство» стало непосещение им Армении. Хотя для этого (было бы желание!) можно было найти повод. Например, в виде презентации армянскому руководству нового спецпредставителя ЕС по вопросам Южного Кавказа, немецкого дипломата Герберта Залбера.

Власти Азербайджана не могут игнорировать мнение своей общественности, простых граждан республики в деле построения самых тесных отношений с Россией. По данным азербайджанских источников, евразийский вектор интеграции республики поддерживает от 35% до 45% её населения. Трудовая миграция азербайджанцев преимущественно ориентирована на российский рынок. Здесь работает около 360 тысяч официально зарегистрированных в органах российского ФМС граждан Азербайджана. Реальная численность трудовых мигрантов-азербайджанцев в России оценивается до 2 млн. человек. Свобода передвижения рабочей силы в ЕАЭС, как один из ключевых элементов интеграции участников евразийского экономического пространства, решил бы множество из нынешних проблем, с которыми сталкивается около четверти граждан страны. 

На уровне кооперации государственных и частных хозяйствующих субъектов России и Азербайджана также заложен большой потенциал развития. Во внешнеторговом балансе республики определяющий тон задают экспорт нефти и газа. Но планы правительства Азербайджана уйти от сырьевой специализации собственной экономики органично вписываются в содержательность торгового баланса республики со странами СНГ. В отличие от торговли со странами ЕС, где превалирует нефтяной экспорт, наращивание азербайджанского экспорта в торговле с партнёрами по Содружеству носит более рациональный характер. Расширение торговли несырьевыми товарами со странами СНГ оценивается специалистами в качестве перспективного направления развития экономики Азербайджана. Главным торговым партнёром Азербайджана среди стран СНГ по-прежнему остаётся Россия, на чью долю приходится порядка 2/3 товарооборота республики со странами Содружества. Структура российско-азербайджанских торгово-экономических связей продолжает оставаться достаточно диверсифицированной. Около 90 % российского экспорта составляет продукция глубокой переработки, что делает его менее зависимым от конъюнктуры мирового рынка углеводородов и других видов сырья. Взаимная торговля Азербайджана с Казахстаном в общем товарообороте со странами СНГ достигает 9,5 %. 

Таким образом, с двумя нынешними участниками ЕАЭС у Азербайджана уже достигнут  интенсивный уровень торгово-экономического сотрудничества, укрепление которого ведёт к взаимодополняемости экономик России, Казахстана и Азербайджана. Членство в ЕАЭС дало бы республике дополнительные возможности сбыта собственной несырьевой продукции. При этом азербайджанский нефтегазовый экспорт в западном направлении мог бы быть продолжен без каких-либо ограничений. Перспективным представляется рассмотрение вопроса ассоциативного членства Азербайджана в ЕАЭС, перед которым необходимо принять соответствующий пакет новвоведений в уставные документы Союза. 

На евразийском направлении интеграции республики заложены не только сугубо экономические дивиденды. Вовлечение Армении и Азербайджана в единое экономическое пространство обещает совершенно новые возможности для урегулирования карабахского конфликта. Сторонам многолетнего противостояния представляется уникальный шанс обрести взаимное доверие и через восстановление экономических связей, гуманитарных контактов выйти на качественно новый уровень отношений.

(1) Из предоставленного Россией в Регистр ООН отчёта за 2013 год по поставкам обычных вооружений следует, что Азербайджану было передано 10 боевых танков, Армении – 35. В категории «боевые бронированные машины» Россией заявлена поставка Азербайджану 10 машин, Армении – 110.
Другие материалы