Украинские власти бьют тревогу: ввод газопровода «Южный поток» сведет к минимуму доходы страны от транзита российского газа и практически обесценит национальную газотранспортную систему.
Данные, которые привел в эфире телеканала ICTV председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев, действительно впечатляют. Объемы газа, поступающего из России в Европу через Украину, уже сократились со 120 млрд кубометров в год до 86 млрд кубометров. Причина – введение в эксплуатацию газопровода «Северный поток». Если же заработает и «Южный поток», Украине придётся забыть о серьёзных транзитных доходах. По расчетам экспертов «Нафтогаза Украины», новый газопровод «заберет из украинского транзита потенциально до 60 млрд кубометров газа», и в результате «Украина может оказаться в очень сложном положении». Проблема даже не в падении транзита как такового, а в одновременном снижении привлекательности активов национальной газотранспортной системы. В настоящее время украинская сторона оценивает ее стоимость в 25-35 млрд долларов. Если же произойдет падение транзитных объемов, стоимость уменьшится, как считает Андрей Коболев, «в два раза».
И это притом, что у Киева и сейчас нет потенциальных покупателей газовой системы. Данное обстоятельство вынудило украинский Кабмин вновь внести в Верховную раду законопроект об операторе газотранспортной системы c возможным участием (до 49%) инвесторов из США и ЕС, который один раз уже был отклонен депутатами. Примечательно, что вернувший документ в Раду Арсений Яценюк сам признал неконституционность своего шага, но объяснил его геополитическими интересами – в том виде, как он их понимает: «Хотя это не конституционно, но для того чтобы такой законопроект был принят, для того чтобы россияне не строили «Южный поток», для того чтобы увеличить доходы украинской газотранспортной системы, прокачку газа и чтобы Украина не замерзла, нам нужно вернуться к этому закону». «Я настаиваю на том, что этот закон о фактической остановке строительства «Южного потока» должен быть принят парламентом», - заявил Яценюк, не уточнив при этом конкретных участников будущей покупки газотранспортной системы.
Кто же виноват в сложившейся ситуации? Украинские представители предпочитают об этом умалчивать, но известно, что главной причиной, заставившей Россию и Европу искать альтернативные транзитные маршруты, стали две газовые войны Москвы и Киева 2005-2006-м и в 2008-2009 годах. Газовые войны были вызваны нежеланием Украины соблюдать договоренности с Россией о цене на газ и несанкционированным отбором российского газа, предназначенного для транзита в Европу. Особого накала ситуация достигла в январе 2009 года, когда в результате действий украинской стороны транзит российского газа в Европу был полностью прекращен. Нежелание дожидаться повторения подобных сбоев заставило, в частности, Германию поддержать тот самый проект «Северный поток», которым недоволен глава «Нафтогаза Украины».
Не оправдываются и расчеты Киева на реверсные поставки из стран Евросоюза. Их объемы в июле сократились вдвое: европейцы опасаются за собственную энергобезопасность. Сложившаяся ситуация ставит власти Украины перед выбором: либо налаживать взаимодействие с Россией как основным поставщиком газа в Европу, либо делать ставку на иные источники, в частности на сланцевый газ. Однако здесь Киев и его западных партнеров может ожидать еще большее разочарование.
В Европе и на Украине отсутствуют несколько ключевых факторов, необходимых для обеспечения коммерческой эффективности производства сланцевого газа. Это, прежде всего, наличие большого количества буровых установок, а также необходимой трубопроводной инфраструктуры.
К отказу от сотрудничества с Россией Украину активно подталкивают США, делающие ставку на укрепление собственных позиций на украинском рынке, в первую очередь в сфере разработки месторождений сланцевого газа в восточных районах страны. Однако выгоды Киева от подобного сотрудничества могут оказаться призрачными в силу ситуации на рынке и состояния национальной инфраструктуры.
Украине трудно рассчитывать и на своих соседей в Центральной и Восточной Европе. Так, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан вновь подтвердил, что проект «Южный поток» отвечает интересам Будапешта, и он не намерен от него отказываться. Глава венгерского кабинета подчеркнул, что хотя он и поддерживает Украину, но обязан думать об интересах своей страны и потому не откажется от «Южного потока»: «Если газопровод «Южный поток» должен пройти через нашу страну, чтобы поддержать хорошие деловые отношения с Россией, тогда мы, конечно, за "Южный поток"». [1]
Аналогичную позицию занимает Сербия. Премьер-министр этой страны Александар Вучич назвал российский проект «хорошим контрактом для Сербии». Он напомнил, что его реализация принесет Белграду 350 млн евро. «Пусть кто-нибудь мне скажет, где бы мы еще их заработали», - адресовал Вучич свой риторический вопрос противникам проекта «Южный поток».
Еще более решительно поддерживает проект «Южный поток» генеральный директор австрийского нефтегазового концерна OMV Герхард Ройсс. Он убежден, что отказ руководства Евросоюза от реализации проекта будет равносилен «выстрелу в самих себя».
В газовых проблемах Украины виновата отнюдь не коварная Россия, а те антироссийские силы, которые делают Киев инструментом своих геополитических игр. Неудивительно, что «Нафтогаз Украины» уже предложил российскому «Газпрому» возобновить переговоры по контракту об объемах и условиях транзита газа через территорию страны на период до 2019 года…
[1] AFP 261553 GMT JUL 14