Еврокомиссия создала специальную структуру для оценки влияния российского запрета на ввоз из стран Евросоюза сельскохозяйственной продукции. Общий ущерб в течение года может достичь 12 млрд евро. А на компенсации от потерь в бюджете ЕС имеется всего лишь 400 млн евро. Эксперты Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) говорят, что теперь странам ЕС, США, Канаде, Австралии и Норвегии придется спешно переориентировать производство продуктов, попавших под санкции России. «Страны, импорт из которых запретила Россия, будут вынуждены перенаправить свои поставки на рынки Китая, Латинской Америки и Карибского региона», - заявила главный экономист FAO Консепсьон Кальпе. При этом наибольшей трудностью для стран, попавших под санкции, станет переориентация экспорта быстро портящихся фруктов и овощей. Таким образом, покорное следование Брюсселя в фарватере политики США в украинском вопросе обернулось чувствительным ударом по аграрному сектору европейских стран.
Главными пострадавшими в ЕС станут страны, которые рвались быть лидерами антироссийской кампании Вашингтона – Польша и страны Балтии. Варшава лишается поставок на 800 млн евро в год, что составляет 0,5% роста её ВВП. Эстония принесла на алтарь геополитических спекуляций Америки 0,3% от роста собственного ВВП. Потери литовских крестьян оцениваются в 927 млн евро. Для Латвии размеры ущерба - 55 млн евро. Однако премьер-министр республики Лаймдота Страуюма подчеркивает, что для ее страны это немало: «Отдельным отраслям будет нанесен серьезный урон, в частности - молочной».
В кризисную ситуацию загоняет себя Финляндия. Премьер-министр этой страны Александер Стубб считает, что санкционная война может привести к «экономическому кризису 2.0». Польша, Литва, Финляндия, а также Чехия и Франция уже потребовали от Еврокомиссии компенсировать потери. Однако средств на компенсации у ЕС не хватает.
Европейское аналитическое агентство Euromonitor подсчитало, что больше всего попавших под санкции товаров Россия импортировала из Германии, и лишь масштабы экономики ФРГ не позволяют назвать эту страну главным проигравшим. Тем не менее и там говорят о возможных потерях в 600 млн евро за год и об опасном сокращении рабочих мест. «В случае Германии экспорт мяса и мясной продукции - наиболее уязвимая категория для российских санкций. В 2012 году он составил 900 млн долларов», - говорит аналитик рынка продовольствия Euromonitor Лианн ван ден Бос.
По данным опроса, проведенного в Германии ARD-DeutschlandTrend, если санкции отрицательно скажутся на экономике и рабочих местах, 46% опрошенных немцев выступят против политики Брюсселя и Берлина в отношении Украины и России.
Что же касается новых рынков сбыта продовольствия из ЕС, то там европейцев не очень-то ждут. Ведь если, например, страны Центральной и Южной Америки распахнут границы для продуктов из ЕС, цены на их собственную продукцию немедленно упадут.
В этой ситуации Брюссель пытается прибегнуть к привычной тактике политического давления. Там решили провести переговоры с латиноамериканскими странами с тем, чтобы убедить их не увеличивать собственные продовольственные поставки на российский рынок взамен европейских. Бразилия уже поручила примерно 90 новым мясокомбинатам немедленно начать экспорт курятины, говядины и свинины в Россию, а Чили надеется получить основную выгоду от российского эмбарго на европейскую рыбу. Такое воодушевление в сельскохозяйственной отрасли латиноамериканских государств «вызвало беспокойство в Брюсселе», сообщает The Financial Times. «Мы будем вести переговоры со странами, которые потенциально могут заменить наш экспорт на российский рынок. Мы ожидаем, что они воздержатся от извлечения недобросовестной выгоды из сложившейся на данный момент ситуации», - цитирует The Financial Times представителя Евросоюза. [1] Только вряд ли эти ожидания оправдаются. Мировой рынок продовольствия – один из самых крупных и динамично развивающихся – диктует свои законы, и ЕС рискует оказаться у разбитого продовольственного корыта.
Покорно следуя за Вашингтоном, политики в Брюсселе не хотят видеть, что интересы США отличаются от интересов Европы. И отвлечённые категории «евроатлантической солидарности» за счёт экономических интересов не работают.
По оценке ведущего аналитика компании CMC Markets в Сиднее Рика Спунера, российский запрет на импорт сельскохозяйственной продукции из стран ЕС, Норвегии, США, Канады и Австралии «нанесет нокаутирующий удар по ценам на других рынках, в то время как экспортерам придется искать новые выходы для своей продукции». [2] И эту яму Евросоюз вырыл для себя собственными руками.
[1] The Financial Times, 1208.2014
[2] AP 080417 GMT Aug 14