После массированного военного вторжения Франции в Мали в январе 2013 года, названного в западных СМИ «операцией по спасению Мали от исламистов» (1) и демонстрировавшегося по телевидению чуть не в режиме реального времени, о положении в этой африканской стране практически замолчали. Оптимистические оценки президента Франции Ф.Олланда о том, что всё будет закончено в течение нескольких недель, сменились разговорами о нескольких месяцах, а затем формулой «столько, сколько потребуется». В настоящее время о каких-либо сроках вывода французских войск из Мали перестали говорить вообще.
Французским войскам удалось провести несколько успешных операций и убить несколько руководителей исламистских группировок, но в целом ни одна группировка побеждена не была. Напротив, происходящее в Мали сегодня говорит о том, что силы исламистов не подорваны, они способны проводить серьёзные военные операции и одерживать верх.
Видимо, именно такое развитие событий Парижем и планировалось. С одной стороны, Франция создала себе репутацию «спасителя» Мали (странное наступление исламистов на столицу страны в январе 2013 года было остановлено), с другой стороны, борьба должна быть долгой и вязкой, чтобы оправдывать постоянное французское присутствие в Мали. Уходить из этой страны французские войска не собираются, а общественности сообщают, что ситуация «продолжает оставаться неспокойной». Формула хорошо известна…
В середине мая 2014 г., после относительного затишья, ситуация резко осложнилась. В течение недели шли бои между армией Мали и боевиками Национального движения за освобождение Азавада (НДОА), а также другими связанными с ним группировками. 21 мая армия Мали предприняла штурм города Кидаль (ключевой город на северо-востоке страны) с применением тяжёлого вооружения, однако террористы отбили нападение и отбросили правительственные войска, которые бежали, понеся большие потери. (2)
В конце мая начались нападения не только на мирные города и поселения, но и на миротворческие силы ООН. 30 июня была подорвана бомба в районе города Тимбукту, в результате которой погиб один миротворец и шестеро получили ранения. 16 августа произошло новое нападение на миротворцев: два человека погибли и семь получили ранения.
Напомним, что в апреле 2013 года ООН создала новую миротворческую миссию в Мали. В мандат миссии, в частности, входила стабилизация ситуации в основных населенных пунктах и содействие восстановлению государственной власти на всей территории страны, особенно на севере Мали (см. резолюцию СБ ООН № 2100). 25 июня мандат операции ООН в Мали был продлён на год (см. резолюцию Совета Безопасности ООН № 2164), и к мандату миссии было сделано весьма существенное добавление: теперь войска ООН должны «предпринимать активные шаги для предупреждения возвращения вооруженных элементов в эти районы». То есть эти войска могут пребывать там столько, сколько существуют "Аль-Каида" и любые другие террористические группировки, включая туарегских мятежников.
Внутриполитическая ситуация в стране остаётся напряжённой. Нет единства ни в рядах террористов, (3) ни внутри правительства. В начале апреля президент страны сместил со своего поста премьер-министра Умара Татами Ли и назначил на эту должность Муссу Мара – шаг по меньшей мере спорный, учитывая, что М.Мара является членом карликовой партии, находящейся в оппозиции. Партия имеет всего одно место в парламенте, а сам М.Мара на президентских выборах получил 1,5 % голосов. Однако это не помешало Маре почти полностью сменить состав правительства.
Кстати, майские бои в Кидале были спровоцированы именно новым премьером, который отправился туда с визитом. В связи с демонстрациями протеста против этого визита начались беспорядки, завершившиеся взятием в заложники военнослужащих армии Мали и государственных чиновников. Несколько человек в здании городской администрации были убиты. Самого премьера М.Мара успели эвакуировать на вертолёте силы Миссии ООН.
Чрезвычайно тяжёлой остаётся и гуманитарная ситуация. Около трёх с половиной миллионов человек по-прежнему находятся в состоянии, которое ООН квалифицирует как «неблагополучную продовольственную ситуацию». Почти полтора миллиона человек просто голодают; эксперты ожидают, что через два-три месяца число голодающих приблизится к двум миллионам. В стране находится около 140 тысяч внутренне перемещённых лиц, а за её пределами – около двухсот тысяч беженцев (население Мали - около 14 миллионов человек).
Всё это происходит на фоне попыток новой власти провести суд над членами военной хунты, свергнувшей в апреле 2012 года президента Амаду Тумани Туре. Наконец-то был арестован и глава военного переворота Амаду Саного, которого, несмотря на очевидную преступность его действий, долгое время боялись трогать. Хунта обвиняется в том числе в исчезновении в день переворота двадцати пяти военнослужащих армии Мали. Возможно, будет установлено, что апрельский переворот А.Саного не был таким уж бескровным.
Имеются проблемы и в Миссии ООН. Несмотря на то, что она должна включать 11 тысяч 200 военнослужащих и 1440 полицейских, к марту 2014 года состав миссии был укомплектован только на 55%. Таким образом, за целый год Организация Объединённых Наций умудрилась заполнить миссию лишь наполовину! Причины такого положения дел не сообщаются. Однако если учесть странное соответствие между действиями исламистов и внедрением в Мали иностранных государств, этот уже не покажется странным. Иностранные войска в Мали пришли всерьёз и надолго и торопиться им не к чему. Тем более что миссия финансируется весьма щедро. Если годовой бюджет миссии в 2013 году составил более 600 миллионов долларов, то в 2014 сумма приблизилась к миллиарду долларов!
Операцию «Серваль» следует рассматривать в общем контексте политики Франции в отношении своих бывших колониальных владений. В последние годы эта политика стала приобретать всё более жёсткие формы. Так, в апреле 2011 года французские солдаты в составе миротворческой миссии ООН совершили военный переворот в Кот-д’Ивуаре и свергли законного президента страны Л.Гбагбо, передав его впоследствии в Международный уголовный суд. (4) В отличие от ситуации в Кот-д’Ивуаре статус французских войск в Мали полностью автономен. При этом они получили определённую легитимацию от Совета Безопасности ООН, который уполномочил французские войска «использовать все необходимые средства для принятия по просьбе Генерального секретаря мер в поддержку элементов Миссии ООН в Мали в случае возникновения непосредственной и серьезной угрозы их безопасности». Напомним, что наступление "Аль-Каиды" на столицу в январе 2013 года произошло после принятия решения о создании Межафриканской военной миссии, которая должна была оказать помощь армии Мали в борьбе с террористами, в то время более десяти лет укрывавшимися в песках Сахары и никогда оттуда не выходившими. Создание Межафриканской военной миссии было ясным сигналом о том, что африканцы не должны даже пытаться решать свои проблемы собственными силами – им следует действовать только через ООН, где главная роль принадлежит их бывшим метрополиям.