Сияющий «Град на Холме» – полицейское государство

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Соединенные Штаты Америки традиционно считаются в мире лидером в области стандартов относительно защиты прав человека, сияющим «Градом на Холме», каким его замышляли еще отцы-основатели. Мы уже привыкли к тому, что Госдепартамент регулярно одергивает те или иные страны за избыточное применение силы к мирным протестующим, аресты и задержания журналистов, воспрепятствование деятельности правозащитников. Совсем недавно в самых жестких тонах американские официальные лица клеймили действия «Беркута» во время Евромайдана, хотя у его бойцов против булыжников и коктейлей Молотова не было ничего, кроме дубинок. Еще в Америке любят  ранжировать государства по степени их «свободности», и весь мир с трепетом ждет публикации очередного рейтинга. Если какая-нибудь Бирма поднялась в этом рейтинге на три пункта, ее руководство может ликовать - они поймали хороший тренд. А если в то же самое время Египет проседает пунктов этак на пять, то это верный признак того, что страна на скользкой дорожке. Так и до девятого круга ада недалеко, там, где барахтаются КНДР, Зимбабве, Иран и другие страшные автократии. Иногда проблемы, неважно реальные или вымышленные, с соблюдением прав и свобод человека в той или иной стране могут стать поводом для гуманитарной интервенции со стороны США. Именно такое обоснование было найдено для войны НАТО против Югославии в 1999 г. – нарушение прав албанского населения Косово.

При этом как-то само собой подразумевается, что в самих США ничего подобного не может происходить в принципе. Там неизменно вежливые полицейские, улыбчивые прокуроры, дружелюбные национальные гвардейцы, а любой безработный может засудить родное государство на миллионы долларов. Такие истории грели души завсегдатаев диссидентских кухонь, а во время перестройки и лихих 90-х сделались практически официальным российским мейнстримом. Даже пытки в Гуантанамо и секретные тюрьмы ЦРУ если и поколебали этот мейнстрим, то только слегка. Типа, конечно, перегибают палку ребята, но ведь это же международные террористы. С волками жить – по волчьи выть, уж не обессудьте.

Майкл Браун из г. Фергюсон, штат Миссури, который 9 августа средь бела дня был застрелен полицейским, международным террористом не был. Ему было 18 лет, он только что закончил среднюю школу и поступил в колледж, планируя в будущем стать инженером-теплотехником. По официальным данным самой полиции Фергюсона, он никогда ранее не фигурировал в криминальных сводках, и даже школьные учителя Брауна говорят, что он никогда не доставлял им проблем. Тем не менее он был застрелен, причем аж шестью выстрелами.

Убийство произошло при обстоятельствах, которые никак нельзя назвать экстремальными. По свидетельству друга Брауна, они вдвоем шли по проезжей части, когда к ним подъехал полицейский на машине и потребовал, чтобы они перешли на тротуар. Друг Брауна Дориан Джонсон сказал, что они уже почти дошли и что сейчас они уйдут с мостовой. В ответ на это полицейский на машине перерезал им дорогу и попытался открыть дверь. Но так как он встал слишком близко к ним, то дверь, наткнувшись на Брауна и Джонсона, отскочила назад и снова закрылась. Тогда полицейский схватил Брауна за шею через открытое окно. Между ними завязалась борьба, в ходе которой Браун пытался высвободиться, а полицейский тянул его к себе. В ходе этой борьбы полицейский крикнул: «Я пристрелю тебя!», после чего выхватил пистолет и выстрелил в Брауна, но пуля пошла по касательной.

В момент выстрела Брауну удалось высвободиться, и они с другом бросились бежать. Полицейский вышел из машины и снова выстрелил, попав Брауну в спину. Браун обернулся, поднял руки и сказал: «У меня нет оружия. Не стреляйте!» После этого полицейский выстрелил в Брауна еще четыре раза. При этом он не попытался оказать Брауну медицинскую помощь и не вызвал врача. По утверждению полиции, которое, правда, до этого менялось несколько раз, Браун совершил попытку нападения на полицейского и даже пытался завладеть его оружием. Однако показания большинства свидетелей подтверждают версию Джонсона о том, что Браун пытался вырваться из рук полицейского, а не завладеть его оружием или как-то иначе атаковать.

Полиция с самого начала стала выгораживать своего сотрудника Даррена Уилсона. Поначалу начальник полиции округа Сент-Луис, в котором расположен Фергюсон, даже отказывался сообщить прессе имя полицейского, застрелившего Брауна, и сделал это только через шесть дней, когда дело получило мировой резонанс и привело к массовым протестам. Потом прессе было сообщено, что у Уилсона во время инцидента была сломана глазница, однако эта информация не подтвердилась. Брауна же уже посмертно обвинили в невооруженном ограблении магазина. Т.е. полицейского (который и так белый) сознательно обеляют, а погибшего (который и так черный) очерняют.

Не менее показательной является реакция властей на гражданский протест жителей Фергюсона и других городов против убийства Брауна. Многие наблюдатели говорят о том, что полиция в большей степени использует военные, а не полицейские методы, тактику и оснащение при разгоне протестующих. В частности, полицейские разъезжают по городам на армейских БТР и танках с дальнобойными автоматическими винтовками в руках. Помимо этого, в Фергюсон вводились подразделения Национальной гвардии штата Миссури, и там был введен комендантский час. По протестующим гражданам, которые в большинстве своем не нарушали закон, применялся слезоточивый газ и резиновые пули. В ходе подавления протестов было арестовано 155 человек, в том числе и журналисты, которые выполняли свои профессиональные функции. Это вызвало негативную реакцию со стороны международной общественности. Хотя официальные представители западных государств не решились указывать Америке на бревно в ее глазу, Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун призвал американские власти обеспечить защиту гражданских прав мирных жителей и проявлять сдержанность в соответствии с американскими законами и международными нормами. Действия полиции также осудило американское отделение «Международной амнистии», в заявлении которого, в частности, говорилось: «США не должны позволять тем, кто обязан защищать людей, превращаться в тех, кого люди больше всего боятся».

Таким образом, образ Америки как цитадели мировой демократии и защитницы прав и свобод человека рассеивается, как утренняя дымка, даже у самых распропагандированных. Этот образ был создан американскими СМИ и благодаря многократному повторению одних и тех же тезисов внедрился на подкорку головного мозга десятков миллионов американских поклонников по всему миру. Однако в реальности защита прав человека является для США всего лишь казусом белли для вмешательства во внутренние дела других государств. Сама же Америка является самым настоящим полицейским государством, управляемым непрозрачной и неизбираемой олигархией. В этой стране самый большой удельный вес заключенных в составе населения, там выносятся и приводятся в исполнение смертные приговоры, а полицейский может выстрелить в вас на поражение, даже если вы просто неудачно моргнете. Недаром знающие люди настойчиво рекомендуют российским туристам, путешествующим по Америке на машине, ни в коем случае не выходить из нее, если вас остановила дорожная полиция, и не лезть в бардачок за документами, потому что можно запросто нарваться на пулю. Лучше дождаться, пока полицейский сам подойдет к вашей машине, от греха подальше.

По мере обострения социально-экономических проблем в США, которое выглядит неизбежным в свете сокращения бюджетных обязательств, можно предположить, что гайки полицейского государства будут закручиваться еще туже. Но и тогда Америка вряд ли откажется от привычки свысока поучать других, как надо заботиться о правах человека.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
Статьи по теме