На встрече в Минске П.Порошенко говорил о том, что от развития ситуации на Украине зависит судьба всей Европы. И по-своему он прав. Из-за авантюризма возглавляемого им режима у европейцев растёт, например, обеспокоенность угрозой, исходящей от плохо управляемого мощного ядерно-энергетического комплекса Украины.
Особую тревогу вызывает положение на крупнейшей в Европе Запорожской АЭС (ЗАЭС). 30 августа в интервью газете Westdeutsche Allgemeine Zeitung эксперт «Гринпис» по атомной энергетике Тобиас Мюнхмайер (Tobias Münchmeyer) отметил, что в настоящее время линия фронта проходит примерно в 200 километрах от ЗАЭС, реакторы которой построены еще в советское время и недостаточно защищены от обстрела. По словам Т.Мюнхмайера, «в регионе имеется много противотанковых орудий, способных пробить оболочку этих реакторов. Даже удар по электросетям может иметь катастрофические последствия, поскольку приведет к выходу из строя системы охлаждения атомного реактора». Мюнхмайер напомнил о тяжких последствиях аварии на японской АЭС «Фукусима-1», где из строя вышла именно система охлаждения. Немецкое общество по контролю за безопасностью атомных объектов и реакторов (GRS) сообщило, что оно очень внимательно следит за развитием событий на Востоке Украины и поддерживает тесный контакт с украинскими властями.
Основания для подобной обеспокоенности имеются самые серьёзные. В последние месяцы участились сообщения о попадании стратегических предприятий под обстрелы Национальной гвардии. 27 августа о своем закрытии объявил коксохимический завод в Макеевке Донецкой области. Украинская армия обстреливала цеха предприятия, как предполагают, из установки «Град». Три реактивных снаряда разорвались в непосредственной близости от хранилища. Под угрозой закрытия находится химический концерн «Стирол», расположенный в Горловке. Пресс-секретарь концерна Павел Брыков заявил, что артиллерийские удары из установок залпового огня «Град» и «Ураган» по территории «Стирола» способны спровоцировать катастрофическую утечку ядовитых веществ, что повлечет за собой гибель жителей не только Украины, но и сопредельных России и Белоруссии.
Служба безопасности Украины (СБУ) уже выступала с предупреждениями по поводу того, что в последнее время участились анонимные угрозы подрыва гидроэлектростанций, а также объектов атомной энергетики, «повреждение которых может иметь непредвиденные, особенно тяжелые последствия для населения Украины и соседних государств». Известны также, по крайней мере, два случая попыток захвата ядерных объектов Украины со стороны боевиков «Правого сектора» под предлогом их «защиты», а на самом деле в целях шантажа. Один произошел на Ровенской АЭС, когда туда ворвались вооруженные подручные небезызвестного Сашко Билого, впоследствии уничтоженного СБУ. По откликам в печати, в тот раз там хотели просто «поделить прибыль» – элементарный рэкет. Похожий инцидент имел место и на вызывающей наибольшую тревогу Запорожской АЭС. По заявлению представителей «Правого сектора», у вооруженных до зубов его бойцов в количестве около сорока человек, которых задержали при въезде в Энергодар, были «благие намерения». Они якобы намеревались помешать захвату станции «сепаратистами». Нападавшие, однако, были блокированы вооруженной милицией и охраной АЭС, а въезды в город на всякий случай перекрыты. Среди основных версий интереса «Правого сектора» к атомным станциям – стремление держать в страхе украинскую власть и, не исключено, создать «грязную» ядерную бомбу для устрашения еще и России.
Серьезные вопросы вызывает и способность нынешнего украинского правительства обслуживать мощности атомной энергетики. Так, Киев объявил, например, о намерении отказаться от российского ядерного топлива, заменив его американскими сборками. Как известно, предыдущие подобные попытки, предпринятые при Ющенко, едва не привели к катастрофе. Американская компания Westinghouse, заявляющая, что легко компенсирует потери, вызванные прекращением поставок российского ядерного топлива на Украину, до сих пор так и не смогла добиться полной технологической совместимости своих сборок с российскими твэлами. Глава МИД РФ Сергей Лавров уже заявил по этому поводу: «Не секрет, что американская компания Westinghouse активно стремится отвоевать себе место на европейском рынке. Топливо разное, попытки внедрить американские стержни в реакторы советского производства далеко не безопасны». Лавров напомнил, что, когда Westinghouse начала работать в Чехии (где действуют АЭС советского производства), возникли серьезные проблемы. Россия требует, чтобы ее как страну-производителя ставили в известность о таких планах. «Подобные эксперименты могут плохо кончиться, особенно на Украине, где свежа память о Чернобыле», - предупредил министр. Свежа эта память, однако, у населения, но не в правительственных кругах. Бьёт по этому поводу тревогу Зеленая партия Германии. Из украинского Чернобыля опять надвигается новая ядерная угроза, говорят немецкие зеленые. Они написали письмо министру иностранных дел с требованиями что-то предпринять. На развалинах чернобыльского реактора все пошло не так, как планировалось. Строительство нового саркофага не продвигается. Старые стальные элементы конструкции сломались. 12 февраля 2013 года на Чернобыльской АЭС (ЧАЭС) обвалилась часть крыши и стены машинного зала, разрушенного взрывом четвертого энергоблока в 1986 году. Начатое было при Януковиче строительство нового саркофага в настоящий момент заморожено. Независимые эксперты, опрошенные Deutsche Welle, сомневаются в способности украинского государства обеспечить радиационную безопасность ЧАЭС.
При этом даже и без гипотетических атак на украинские АЭС все они представляют собой немалую опасность, поскольку в большинстве своем выработали первоначальный ресурс, а средства для строительства новых реакторов или обновления действующих отсутствуют. Вместо необходимого закрытия сроки их эксплуатации постоянно продлеваются. В частности, это относится к Южно-Украинской АЭС в Николаевской области (ЮУАЭС), построенной, как и остальные атомные станции на территории Украины, еще в советское время — в 1982 году. Из проведенного Национальным экологическим центром анализа ее технических показателей следует, что данная АЭС находится в опасном состоянии. «Продление срока эксплуатации ядерной установки, количество циклов расхолаживания реактора, которое превышено или будет превышено в ближайшее время, может привести к аварии на энергоблоке с разгерметизацией первого контура и расплавом активной зоны, выбросами радиоактивных веществ в атмосферу», - говорится в заключении. Экологи предлагают отложить продление сроков эксплуатации и продлить планово-предупредительный ремонт до полного завершения всех мероприятий по устранению выявленных опасностей. Однако власти игнорируют предупреждения независимых специалистов. Ситуация с ЮУАЭС – не исключение в украинской атомной энергетики. Согласно правительственной «Энергетической стратегии Украины до 2030 года», работу 12 из 15 ядерных блоков, выработавших свой технический ресурс в 2010-2012 годах, планируется продлить еще на 20 лет.
Совершенно очевидно, что решение сложных проблем, стоящих перед ядерно-энергетическим комплексом Украины, который по доле выработки электроэнергии в ее общем национальном производстве стоит на четвертом месте в мире, зависит далеко не только от состояния украинских финансов. Искомое решение немыслимо без теснейшего взаимодействия с научно-технологическими и производственными партнерами в России, вместе с украинскими атомщиками, создававшими этот сложнейший гигантский комплекс, иначе украинскую атомную энергетику ожидают тотальная деградация и полный коллапс.
Между тем киевские власти, с фанатичным упорством разрушая все украинско-российские связи, безграмотно распространяют эту политику и на атомную отрасль, считая, видимо¸ что им по плечу самостоятельное решение любой научно-технической и производственной задачи. Власти уже объявили, что, помимо отказа от ядерного топлива из России, «сами» достроят 3-й и 4-й энергоблоки Хмельницкой АЭС, возведут собственное Централизованное хранилище отработавшего ядерного топлива (ЦХОЯТ), а также построят завод по производству ядерного топлива в Кировоградской области, близ Смолино, что позволит «укрепить энергетическую независимость государства». Во сколько это обойдется, будет ли рентабельным, а главное, безопасным, неважно. Главное – своё, не «москальское». И то, что данные предприятия абсолютно невозможно построить без закупок соответствующего оборудования в России (за рубежом оно имеет совсем иные стандарты, а на Украине условий для его выпуска просто нет), они видеть не хотят. Попытки заменить его несовершенными самоделками очень опасны с точки зрения надежности запланированных объектов.
Печально, что расплачиваться за авантюры режима придётся народу Украины. Можно лишь сожалеть о распадающихся совместных российско-украинских разработках в ядерно-энергетической области. Однако и это ещё не всё. Ведь в данном случае речь идет не просто еще об одном промахе Киева. То, до чего могут довести ядерный комплекс Украины некомпетентность и авантюризм её нынешних властей, является проблемой общеевропейского масштаба. И эта проблема требует самого пристального внимания уже сейчас.