Вашингтон развернул мощную пропагандистскую кампанию – и в Бразилии, и за её пределами - в поддержку Марины Силвы, «своего человека» на президентских выборах. В разных вариациях ретранслируется тезис о якобы гарантированной победе Силвы, кандидата от Социалистической партии, во втором туре выборов, который должен состояться 26 октября.
Электронными и печатными СМИ хронограмма её восхождения к высшему государственному посту в Бразилии прогнозируется следующим образом: в первом туре (5 октября) ни один из кандидатов не набирает необходимых для победы голосов. Во втором туре Силву (по оценкам политтехнологов США) поддерживают сторонники третьего кандидата Аэсио Невеса, возглавляющего правоцентристскую Социал-демократическую партию. Его электорат колеблется в пределах 14-16 %. Если следовать этим прогнозам и суммировать голоса второго тура, которые гипотетически будут поданы за Силву, то она добьётся впечатляющего результата в 60 % голосов, «не оставив никаких шансов» ныне действующему президенту Дилме Руссефф, выдвинутой на второй срок Партией трудящихся. Независимые аналитики критически оценивают подобные прогнозы: это старый приём - создать иллюзию, что твой кандидат имеет шансы на победу. Одновременно создаются предпосылки и для запуска тезиса об обмане при подсчёте голосов.
Инасио Лула да Силва, партийный соратник и предшественник Дилмы на посту президента, выразил обоснованное сомнение в перспективах Силвы. По его мнению, главным противником Руссефф является не Силва, а «ожесточённая негативная кампания определённых органов прессы, которые превратились в ведущую оппозиционную силу». Эти СМИ спекулируют на трудностях, которые возникли в стране в результате социально-экономических реформ, проводимых правительством Руссефф в интересах всех бразильцев. Трудности, однако, преодолеваются, Бразилия успешно развивается, в стране осуществляются масштабные промышленно-инфраструктурные проекты. Лула уверен, что «правда сумеет одолеть ложь».
Высказывания Лулы в свой адрес Силва восприняла болезненно, критика бывшего президента может стоить ей потери сотен тысяч голосов избирателей. Силва расплакалась, давая интервью одной из газет: «Я не могу контролировать то, что Лула может предпринять против меня, но я могу контролировать то, что не хочу делать во вред ему». Экс-президент незамедлительно отреагировал на эти слова: «Донье Марине нет необходимости лгать обо мне, чтобы разрыдаться. Ей нужно плакать по другим причинам». Намёк прозрачный. Силва далеко не так уверена в победе, как кажется, и её эмоциональная неустойчивость – тому доказательство. Силва почти четверть века состояла в рядах Партии трудящихся, политически оперилась под крылом Лулы: в период его президентства была министром окружающей среды и сенатором. И все эти годы за ней внимательно наблюдали «североамериканские друзья» из посольства, из экологических фондов, финансируемых спецслужбами США, из неких международных организаций, проявляющих особый интерес к Бразилии и «перспективному контингенту» лиц, которых можно использовать в интересах Вашингтона. Достаточно взглянуть на длинный список премий и наград, которыми была осыпана Силва по инициативе «друзей из Вашингтона», чтобы понять: ставку на неё сделали ещё в 1980-х годах. Конечно, учитывались все особенности её личности. В том числе стремление Силвы компенсировать недостаток женской привлекательности достижениями в политической карьере.
В Вашингтоне давно на всех уровнях обсуждается проблема: что делать с Бразилией, набирающей силу, укрепляющей суверенитет, выходящей на передний план в делах Западного полушария, создающей свою сферу геополитического влияния? Чаще всего дискуссии проходят за закрытыми дверями, но уже очевидно, что Белый дом взял курс на замену правительства Руссефф на более лояльное, управляемое, отвечающее интересам США. Подходящей для этого фигурой оказалась Марина Силва. Чтобы расчистить ей дорогу, спецслужбы США провели операцию по устранению «третьего лишнего» - Эдуардо Кампоса, лидера Социалистической партии. Самолёт «Сессна 560ХL», на борту которого находился кандидат в президенты и ближайшие члены его команды, рухнул при посадке. Французское издание Slate.fr отнесло эту катастрофу к пяти важным событиям прошедшего лета, которые не попали на первые полосы СМИ, но могут самым серьёзным образом повлиять на положение дел в мире. До гибели Кампоса победа Дилмы Руссефф была практически предопределена. Выдвижение Силвы в качестве её соперницы затруднило задачу по сохранению власти Партией трудящихся.
Нет сомнений, что в случае победы Силвы южноамериканский гигант вновь будет развёрнут в сторону Соединённых Штатов. Будут забыты все заявления правительства Руссефф по поводу недопустимости тотального шпионажа США в стране. Уйдут из числа приоритетов бразильской внешней политики Unasur (Союз Южноамериканских наций) и Mercosur (Общий рынок стран Южного конуса): упор будет сделан на то, что отвечает региональным интересам США, например модернизацию ОАГ. Существование Mercosur можно допустить, но не в качестве соперника ALCA - Соглашения о свободной торговле Америк, которое проталкивалось Вашингтоном до 2005 года, пока не было отвергнуто Аргентиной, Бразилией, Венесуэлой и некоторыми другими странами. Силва не является сторонницей укрепления BRICS, она считает, что участие в этом блоке «ничего не даёт Бразилии». Не намерена Силва укреплять связи с Россией и Китаем, она почти наверняка свернёт стратегический альянс Бразилии с Венесуэлой и Кубой. То есть всё, что с таким напряжением сил создавалось правительствами Лулы и Дилмы, будет ликвидировано в интересах североамериканской державы.
Сейчас в условиях бескомпромиссной борьбы за пост президента у Силвы нет времени на передышку, и она всё чаще не выдерживает перегрузок избирательной борьбы. То и дело берёт назад свои заявления из-за реакции избирателей. Ей пришлось разъяснять свою позицию по добыче нефти на глубоководных шельфах Бразилии. Она осудила однополые браки, но потом почему-то взяла свои слова обратно. Отрицательно были восприняты её высказывания о нецелесообразности оказания государственной помощи малоимущим: мол, это пустое разбазаривание средств. Дилма Русефф справедливо заметила по поводу всех этих оговорок: «Как можно претендовать на управление страной с такими неустойчивыми взглядами?»
Бразильцы всё отчетливее видят, что курс Силвы на радикальную смену стратегических ориентиров приведёт страну к национальной катастрофе. Именно этого добиваются кукловоды из Вашингтона. Психологические проблемы Силвы, её внутренняя неуравновешенность не могут не сказаться на характере принимаемых решений, заметно осложнят поступательное развитие страны, нарушат динамику взаимодействия социально-политических сил в конституционных рамках. Создание предпосылок для «цветной революции» в Бразилии – вот главная цель вашингтонского «управляющего центра». Уже сейчас просматривается использование «пятой колонной» США методов «стихийного гражданского сопротивления», которое направляется преобладающими в стране проамериканскими СМИ.
Не менее тревожный признак для экспертов по бразильским делам - форсированное пополнение опытными кадрами посольства США в Бразилиа. По максимуму укомплектована резидентура ЦРУ. Многие сотрудники прежде служили в горячих точках. Военный атташат до последнего времени возглавлял полковник Самуэль Пруг (Prugh), ведущий эксперт и координатор Южного командования ВС США по Бразилии. Он обладает разветвлёнными связями среди бразильских военных, досконально изучил страну, включая Амазонию, и, самое главное, эффективно руководил командой военных разведчиков, использующих для сбора информации как агентурные позиции, так и современные электронные средства.
До последнего времени правительства Инасио Лулы да Силвы и Дилмы Руссефф старались публично не демонстрировать обеспокоенность теми подрывными операциями спецслужб США, которые проводились на территории страны. Лишь время от времени по закрытым дипломатическим каналам бразильцы доводили до сведения Вашингтона, что им стало известно о деятельности того или иного агента США в нефтяной отрасли, в дипломатическом ведомстве, в вооружённых силах Бразилии. Инциденты не предавались огласке. Однако после нашумевшей истории об электронной слежке за Дилмой Руссефф и её ближайшим окружением бразильское правительство заняло принципиальную позицию и потребовало от Вашингтона публичных извинений. Извинений не последовало, более того, администрация Обамы активизировала разведывательную деятельность в Бразилии.
Заметно разрослись штаты американских консульств. Все рекорды бьёт консульство в Рио-де-Жанейро, в котором работает около 500 сотрудников. По заявлению генерального консула Джона Кримера (Creamer), 300 из них с утра до вечера занимаются оформлением виз для бразильцев, которые выразили желание посетить США: «Раньше эта процедура занимала до полугода, сейчас одну-две недели». Действительно ли американские дипломаты так озабочены улучшением визового обслуживания бразильских граждан или же по линии специальных ведомств США завершается подготовка к событиям в духе «арабской весны» или украинского «майдана» – покажет ближайшее будущее.