Уколы бомбардировками «Исламское государство» не уничтожат

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Вооруженная борьба США с террористической суннитской группировкой «Исламское государство» (ИГ) рискует перерасти в полномасштабную войну. 12 октября Пентагон был вынужден бросить в бой ударные вертолеты Apache, чтобы отбить атаку боевиков ИГ на багдадский аэропорт. Председатель Объединенного комитета начальников ВС США генерал Мартин Демпси запаниковал: «Они были в 20-25 километрах и разгромили иракский отряд, это был прямой путь к аэропорту. Мы не можем такого позволить, нам этот аэропорт нужен». Тезис понятен: захват аэропорта будет означать начало битвы за Багдад, а значит - за установление власти террористов над всей страной.

В Белом доме пока продолжают говорить о нежелательности наземной операции, но понимание малой эффективности авиаударов растет. Всё громче звучат возражения президенту Обаме. Генерал Мартин Демпси публично подверг сомнению обещание президента не начинать наземную операцию. Во время слушаний в сенатском комитете по делам вооруженных сил генерал несколько раз повторил, что обстоятельства могут потребовать участия американских советников в боевых операциях в Ираке. Американская разведка пришла к выводу, что «почти половина армии Ирака не способна оказать сопротивление боевикам «Исламского государства». По оценке Министерства обороны США, иракская армия не в состоянии преодолеть религиозные разногласия, чтобы воевать вместе, лишь 24 из 50 бригад правительственных войск остаются боеспособными, остающееся большинство бригад нуждается в расформировании, переобучении и вооружении. В целях борьбы с ИГ рассматриваются варианты ввода американских войск в Ирак и, возможно, в Сирию.

Начиная с 9 августа, США и их союзники нанесли по Ираку и Сирии 350 авиаударов. Из них 100 пришлись на Сирию, 250 - на Ирак. В качестве целей чаще всего американцы выбирают танки и бронетехнику, а также другие транспортные средства. О потерях ИГ данных нет, можно предполагать, что они весьма незначительные. К примеру, о каком нанесении стратегического урона силам «Исламского государства» можно говорить в результате уничтожения 21 блокпоста или нанесении 50 ударов по местам, где якобы укрываются террористы? «Уколы бомбардировками не работают», - заявил в интервью CNN сенатор Маккейн, оценивающий ситуацию как критическую: «Побеждают они, а не мы»… И Маккейн прав: эффективность отдельных авиаударов низка, а перспективы продолжения воздушной операции, проводимой США и их союзниками, вызывают у военных скептицизм.

Несмотря на массированные авиаудары коалиции во главе с США, боевики ИГ расширяют зоны своего контроля и в Ираке, и в Сирии. Террористы осадили сирийский город Кобани (арабское название Айн-эль-Араб), бои вынудили сотни тысяч сирийцев, в большинстве своем курдов по национальности, бежать в соседнюю Турцию. Сейчас Кобани полностью окружен боевиками ИГ, за исключением небольшого коридора для входа и выхода. Сотни людей, по большей части пожилых, до сих пор находятся в центре города, а еще 10-13 тысяч человек собрались поблизости. Если город попадет в руки безумствующих «воинов джихада», мирных жителей, скорее всего, ждёт смерть. Такое развитие ситуации грозит перерасти в грандиозную катастрофу. Заместитель Генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам Валери Амос призвала международное сообщество к немедленной помощи сирийцам. «Если мы не предпримем шаги сейчас, то это будет еще одной трагедией для сирийского народа и пятном на совести человечества», - завила она. А что же США?

Госсекретарь Джон Керри признает «обеспокоенность» трагедией в Кобани и здесь же в Каире на конференции по восстановлению сектора Газа неуклюже указывает на нехватку времени, «чтобы добиться слаженности в действиях войск международной коалиции по борьбе с ИГ». Речь не идет о судьбе и жизни сирийских граждан, американскую дипломатию больше занимает вопрос втягивания Турции в свои планы оккупации Сирии. Помощник президента США по вопросам борьбы с терроризмом Лиза Монако на встрече с главой турецкой разведывательной службы Хаканом Фиданом исходила из того, что Турция должна как можно скорее подключиться к кампании по борьбе с ИГ, нанеся удар именно в Сирии. Ранее замглавы пресс-службы Госдепартамента США Мари Харф сообщила, что Турция готова подключиться к борьбе с ИГ. В Анкаре ожидают прибытия специальной группы американских военных для уточнения деталей и планирования. В чем логика подобной настойчивости американцев в стремлении решать вопросы внутренней безопасности Сирии руками турков?

У Турции самая большая армия в регионе, и она входит в НАТО. Ввод турецких войск на сирийскую территорию без международного мандата будет означать вооруженное вторжение, и Анкара в этом случае становится агрессором. Такая перспектива Эрдогана не устраивает, присоединяться к американской коалиции турки не торопятся, идти воевать на сирийской или иракской территории под прикрытием авиации США не станут. Тем более что Анкара уже получила ясное предупреждение от иранцев: «Если нога турецкого солдата ступит на сирийскую землю, Иран готов к ответным военным действиям».

Тегеран пристально следит за развитием обстановки. Заместитель министра иностранных дел Ирана Хоссейн Абдолахийан заявил, что Исламская Республика не допустит падения режима Башара Асада. Иранский МИД продолжает относиться к американской стратегии борьбы с ИГ с большим недоверием. Выступая в Тегеране на конференции, посвященной войне против ИГ, Абдолахийан предупредил: «Если будут предприняты какие-либо некорректные попытки со стороны США или любой другой страны вроде провозглашения бесполетной зоны или выдвижения военных подразделений на сирийскую территорию, это повлечет за собой самые серьезные последствия».

На этом фоне вызывают недоумение попытки Германии убедить Турцию и Иран воевать против ИГ. Если от Тегерана Берлин хотел бы «совместных усилий в борьбе с ИГ», то Анкару немцы призывают к боевым действиям «в полную силу», как заявил министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер.

Война с «Исламским государством» — это продолжение старой политики Запада в отношении Сирии. Даже если у Вашингтона получится снизить угрозу со стороны ИГ до минимума, противоречия по сирийскому вопросу останутся и от своего намерения сменить режим в Дамаске администрация США не откажется. Пока же американцы занялись косметическим ремонтом, тщетно надеясь перекрасить разномастные сирийские экстремистские группировки в «умеренную» оппозицию.

Статьи по теме