16 октября Генеральная Ассамблея ООН выбрала новый состав Совета Безопасности ООН. Согласно Уставу ООН, в Совет Безопасности входит 15 членов, из которых пять государств являются постоянными членами, а десять – непостоянными. Половина состава непостоянных членов переизбирается каждый год.
Несмотря на то, что непостоянные члены СБ ООН не обладают правом вето, их роль велика, особенно когда они выступают консолидированной группой. Во-первых, Совет Безопасности является главным органом Организации Объединённых Наций, который несёт основную ответственность за поддержание мира и международной безопасности и может санкционировать применение силы. В последние годы позиция непостоянных членов неоднократно становилась препятствием для принятия проектов резолюций, предлагавшимися отдельными постоянными членами СБ.
СБ ООН должен отражать справедливое географическое представительство. В соответствии с этим принципом пять мест Совета на 2015 год должны были занять кандидаты, представляющие определённые региональные группы. Три региона (Африка, Азиатско-Тихоокеанский регион и Латинская Америка) выдвинули по одному кандидату, таким образом, внутренней конкуренции в этих группах не было. Места от указанных регионов заняли Ангола, Малайзия и Венесуэла. Западный регион, имеющий, в отличие от вышеназванных, не одно, а два места в Совете, выдвинул трёх кандидатов. Конкуренция развернулась между Новой Зеландией, Испанией и Турцией. Новая Зеландия была избрана в первом раунде, получив 145 голосов. Испания же выиграла у Турции только в третьем раунде (132 голоса против 60). Все новые непостоянные члены уже имеют опыт работы в СБ ООН, хотя и неравномерный (если Испания или Венесуэла избирались в состав Совета четыре раза, то Ангола избрана только второй раз).
В истории ооновских выборов были случаи, когда приходилось проводить по три-четыре раунда, чтобы выбрать того или иного непостоянного члена. В 2011 году для избрания непостоянного члена от Западного региона потребовалось 17 раундов. А в 2006 году Панама была выбрана только в 48-м раунде (кстати, тогда она выиграла у Венесуэлы со счётом 164 : 11).
Иногда возникают проблемы даже после, казалось бы, успешно выигранных выборов. Так, в октябре 2013 года Саудовская Аравия была триумфально избрана непостоянным членом Совета Безопасности ООН (176 голосов против 1, поданного за Ливан), но отказалась занять своё место, заявив, что не сделает это до тех пор, пока не будут изменены порядок и механизмы работы Совета. Саудиты утверждали, что двойные стандарты, применяемые в работе СБ ООН не дают ему возможности реализовать свои полномочия по обеспечению международного мира и безопасности. Несмотря на то, что эти слова звучат в целом достаточно верно, тот смысл, который в него вложили саудиты, скорее всего, относится не к США и другим западным странам, а к России, которая многократно блокировала «окончательное решение» сирийского вопроса, применяя вето в отношении целого ряда проектов резолюций как по применению силы против Сирии, так и по попыткам передать «ситуацию в Сирии» в Международный уголовный суд.
Если говорить о пяти новых членах Совета Безопасности ООН, то, прежде всего, привлекает внимание избрание в состав СБ ООН Венесуэлы. Во-первых, Венесуэла была полностью поддержана в своём регионе – никто не оспаривал её позиции на выборах. Во-вторых, она получила 181 голос из 193 возможных. Против выступило только одно государство (десять стран при голосовании воздержались и один бюллетень был признан недействительным). Это говорит о высоком уровне поддержки Венесуэлы международным сообществом.
А ведь поддержка Венесуэлы означает и поддержку позиции этой страны, высказанной президентом Николасом Мадуро на только что прошедших в конце сентября общеполитических прениях Генеральной Ассамблеи ООН. Говоря об Уставе ООН, Мадуро назвал его одним «из прекраснейших поэтических произведений, которые когда-либо существовали в этом мире». (1) Однако он также отметил, что Устав фактически превратился в документ, который «не принимают во внимание, игнорируют и попирают с точки зрения поставленных в нем целей». Н.Мадуро выдвинул программу «демократизации и преобразований» в Совете Безопасности ООН. В частности, президент Венесуэлы выделил новую роль Генерального секретаря, (2) а также указал на необходимость пересмотра функций Генеральной Ассамблеи. (3) Венесуэла видит новую ООН, построенную по модели международных организаций, созданных Венесуэлой или при её активном участии, прежде всего ПЕТРОКАРИБЕ (4) (организация по вопросам энергетики, в которую в настоящее время входит семнадцать стран Латинской Америки и Карибского бассейна), (5) и УНАСУР (Южноамериканский союз наций). (6) Новую финансовую архитектуру мира президент Венесуэлы видит в объединении Банка БРИКС и «Банко дель Сур».
Что касается Испании, то в своём выступлении на 69 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, король Фелипе IV в основном восхвалял свою страну за множество денежных взносов, сделанных Испанией в те или иные фонды, а также испанскую модель демократии. (7) Действительно нужно отметить активнейшее участие Испании в миротворческих операциях ООН. (8)
Новая Зеландия также является верным членом западного блока. При этом в СБ это государство приходит с агрессивной позицией в отношении России. Выступая на Генеральной Ассамблее ООН в сентябре, министр иностранных дел Новой Зеландии прямо заявил, что рассматривает непринятие решений в отношении Сирии как причину гибели сотен тысяч и даже миллионов мирных граждан. (9) Он также грубо исказил существо украинской проблемы, назвав Россию нарушителем территориальной целостности Украины. И даже умудрился заявить о виновности России в крушении малайзийского «Боинга» над Украиной.
Что касается Малайзии, то, пожалуй, стоит выделить два вопроса нынешней повестки дня, по которым эта страна может оказать важное влияние именно в Совете Безопасности. Во-первых, это касается расследования крушения малайзийского самолёта, выполнявшего рейс МН17. Выступая на 69 сессии ГА ООН, премьер-министр Малайзии Наджиб Абдул Разак, заявил, что его страна будет настаивать на выяснении причин произошедшего. (10) На фоне полной потери интереса к этому расследованию со стороны западного блока такая позиция Малайзии может существенно повлиять и на результаты расследования, и на принятие (или непринятие) результатов расследования, которые будут представлены в Совет. Во-вторых, следует отметить позицию Малайзии в отношении организации «Исламское государство» (ИГ). Высшее руководство страны чётко заявило, что оно отвергает ИГ и не признаёт за ним права выступать от имени ислама. В отличие от ряда западных стран, которые в борьбе с ИГ полагаются только на военную силу, Малайзия ведёт серьёзную идеологическую борьбу. Следует отметить собранную Малайзией конференцию мусульманских правоведов, которые сформулировали определение «исламского государства», отвечающее канонам ислама. Для того чтобы называться «исламским», государство должно обеспечивать экономическую, политическую и социальную справедливость, а также должно защищать шесть главных целей исламского права: права на жизнь, на религию, семью, собственность, достоинство и интеллект. (11) Можно ожидать, что в СБ ООН Малайзия будет занимать активную, а главное, идеологически состоятельную позицию Малайзии в вопросах борьбы с ИГ и другими экстремистскими организациями.
Что касается Анголы, то позиция этого государства в целом базируется на основных принципах международного права. В числе вопросов, на решение которых Ангола может оказать существенное влияние, – вопрос о Западной Сахаре, который уже несколько лет западный блок пытается отложить на неопределённое время. Ангола выступает за самоопределение народа Западной Сахары (против присоединения её к Марокко), выражая позицию Африканского союза и большинства государств Африки. В то же время, становясь новым членом СБ ООН, Ангола заявила о своём стремлении реформировать ООН в целом и Совет Безопасности в частности. Критерием такой реформы власти Анголы считают более справедливое географическое представительство, в том числе постоянное место в СБ для Африки. (12)
Итак, новый состав Совета Безопасности ООН выглядит следующим образом: Россия, США, Великобритания, Франция, Китай, Испания, Ангола, Венесуэла, Новая Зеландия, Малайзия, Чад, Нигерия, Литва, Чили и Иордания.(13) Именно этим государствам предстоит решать вопросы международного мира и безопасности в 2015 году.(14)
________________