Правительства обеих частей Кореи продолжают повторять как заклинание слова о своей приверженности идее воссоединения разделённого корейского народа. Между тем годы идут, напряженность между Сеулом и Пхеньяном сохраняется, а на поприще объединения всё остаётся по-прежнему. Согласно опросам общественного мнения, большинство населения Южной Кореи в возрасте до 40 лет не стремится к воссоединению полуострова. Да, никто не утверждает это публично, но всё равно критически важная часть южнокорейского общества говорит объединению «нет».
Со времени раздела Кореи прошли десятилетия. Количество родственников, проживающих по разные стороны демилитаризованной зоны (ДМЗ), сократилось, чувства людей ослабевают. Северная часть Кореи для многих молодых южан все больше воспринимается как чужая страна.
А вместе с тем вступает в игру простой расчёт: «Во что нам, южнокорейцам, обойдётся объединение? Насколько это снизит жизненный уровень? А если воевать за объединение придется?» Бывший когда-то привлекательным пример объединения Германии давно потускнел. Эксперты подсчитали, во что обошлось немцам их объединение, и прослезились - настолько оно оказалось дорогим даже для экономически сильной Германии.
На основе анализа немецкого опыта при президентах РК Ким Дэ Чжуне и Но Му Хёне (1998 - 2007 гг.) в Сеуле появилась программа наведения мостов с Севером. Суть её была простой: нам не нужна война с Северной Кореей; нам не нужно её крушение, нам не нужно объединение сегодня. Что же тогда нужно?! Примирение, постепенное сближение, экономическое сотрудничество и через это – объединение в будущем. В те же годы возникли концепции «солнечного тепла», «примирения и сотрудничества», состоялись два эпохальных саммита лидеров двух стран (2000 г., 2007 г.), межкорейское сотрудничество действительно и впервые пошло в гору.
Однако на демократическом Юге произошла очередная смена президентской администрации. В 2008 г. к власти пришли правоконсервативные силы, которые посчитали, что Север на грани коллапса и ему надо лишь помочь рухнуть, расширяя экономические санкции, усиливая военно-политическое давление и т. п. Тогда, мол, режим в Пхеньяне обязательно падёт. Отсюда делался вывод, что любые содержательные переговоры, в том числе шестисторонние переговоры по корейской ядерной проблеме, больше уже не актуальны.
В какой-то момент те, кто влияют на принятие решений в Сеуле, убедили в этом самих себя и стали пытаться убедить весь мир. Международное сообщество начали привлекать к усилению давления на Северную Корею и её изоляции. Вместе с тем успехи в социально-экономическом развитии КНДР, постепенное, но последовательное внедрение в её экономику элементов рынка игнорировались. Зато предпринимались попытки снова ввести налог «на объединение», как это было при президенте Ли Мён Баке, создать на Юге новые государственные структуры, которые бы ускорили объединение по-южнокорейски.
На таком фоне в 2014 году и Сеул, и Пхеньян выступили с новыми вариантами предложений по объединению Кореи.
Однако все мирные инициативы Пхеньяна, которые тот неоднократно выдвигал в начале года, были восприняты в Сеуле лишь как «пропагандистское наступление», «за которыми обязательно последуют военные провокации», и проигнорированы. Больше того: президент РК госпожа Пак Кын Хе отдала приказ министру обороны и руководителям других силовых ведомств усилить меры безопасности ввиду возможных провокаций Северной Кореи. Затем в Берне, в ходе встречи с президентом Швейцарии, она призвала международное сообщество присоединиться к Республике Корея (РК) с тем, чтобы усилить давление на КНДР, изолировать её и заставить изменить свою политику. (1)
В марте 2014 года президент РК госпожа Па Кын Хе, находясь в Дрездене, произнесла программную речь, в которой на фоне внешне привлекательных для Пхеньяна предложений была исподволь проведена идея воссоединения по «германскому варианту», то есть объединения Кореи путём поглощения Севера Югом. «После объединения Республика Корея достигнет ещё большего веса в мире, - говорила президент РК. - Северная часть Корейского полуострова также будет быстро развиваться».(2) Наблюдатели сразу отметили, что Дрезден, расположенный в поглощённой ГДР, был выбран местом произнесения программной речи Па Кын Хе не случайно.
Разумеется, в Пхеньяне такое предложение встретили отрицательно. В сентябре 2014 г. министр иностранных дел КНДР Ли Су Ён, после длительного перерыва лично прибывший на Генеральную Ассамблею ООН в Нью-Йорке, дал развернутый ответ на «мирные» инициативы Юга, напомнив о концепции объединения Кореи, сформулированной ещё Ким Ир Сеном, – объединении на базе создания «Конфедеративной республики Корё».
В 1993 г. Ким Ир Сен выдвинул «Программу великой национальной консолидации всей нации для объединения родины из десяти пунктов», получившую затем развитие в Меморандуме правительства КНДР от 11 августа 1994 года по вопросам, связанным с образованием Демократической Конфедеративной Республики Корё. Суть идеи сводится к образованию конфедеративной республики, предусматривающей существование двух общественных систем и двух правительств в рамках одной нации и одного государства. Формула очень логичная, во всяком случае на первом этапе сосуществования двух частей Кореи в рамках одного государственного образования и в условиях, когда, как подчеркивается в Меморандуме, «ни одна из двух сторон не хочет уступить общественную систему другой». Ценным является и стремление видеть в национальной общности корейцев общий знаменатель, позволяющий подняться над идеологическими разногласиями и политическими различиями. Не будем забывать, что корейская нация «проживает более пяти тысяч лет на одной территории и связана кровью одних предков».
Данная концепция предполагает постепенное, пошаговое сближение двух частей Кореи при непременном признании наличия на полуострове двух противоположных социально-экономических и политических систем. На первом этапе сближения создаются общенациональные правительственные структуры, ведающие сферой международных связей нового государства и т. д., но не вмешивающиеся во внутриполитическую жизнь двух субъектов, которые продолжают на данном этапе автономное развитие.
Затем по мере постепенного сближения предусматриваются шаги к более тесной интеграции.
Не утратил актуальность и близкий этим идеям план лауреата Нобелевской премии мира бывшего президента Южной Кореи Ким Дэ Чжуна, автора концепции «солнечного тепла», изложенной в книге «Корейская проблема: ядерный кризис, демократия и воссоединение» (Сеул,1994).
План объединения Ким Дэ Чжуна, разрабатывавшийся его автором более 20 лет, включает «три принципа и три этапа». Три принципа – это «мирное сосуществование, мирные обмены и мирное объединение». Три этапа - конфедерация двух независимых корейских государств; федерация двух автономных региональных правительств Севера и Юга; объединение по принципу «одна страна, одна нация, одно правительство».
Нетрудно заметить, что первый этап, который виделся бывшему президенту РК достаточно длительным, весьма близок предложениям КНДР об образовании Демократической Конфедеративной Республики Корё. Конечно, различия есть, но важнее то, что обе программы дают широкую основу для совместной работы по сближению позиций, их доработке, поиску компромиссов. Оба подхода отражают во многом близкое видение их авторами внутрикорейских проблем.
Не станем преувеличивать значение философских доктрин в деле объединения. Решающую роль здесь играет поэтапная интеграция экономик Юга и Севера. Однако достижение взаимоприемлемого компромисса в области идей, стыковка концептуальных подходов способны облегчить движение к воссоединению корейского народа.
К сожалению, на Юге сегодня в моде иные подходы.
Позиция КНДР в отношении планов Сеула добиться одномоментного объединения, то есть поглощения Севера, ясна. При глубоких различиях во всех сферах жизни двух корейских государств, при высокой военно-политической напряжённости на полуострове попытка воплотить подобные планы в жизнь (что можно сделать только силой) – это прямой путь ко второй Корейской войне, то есть ко всеобщей национальной катастрофе. (3)