Новый раунд переговоров по иранской ядерной программе может начаться 10 декабря. Стартовавший в ноябре 2013 года годичный марафон так и не достиг финиша. Стороны надеются к концу марта выработать политические рамки будущего соглашения, а к июлю 2015 г. завершить подписание документов. Суть непреодоленных разногласий в точности неизвестна, чаще всего СМИ сообщают о том, что причиной срыва переговоров стали разногласия по поводу схемы снятия санкций, количества разрешённых центрифуг, судьбы реактора в Араке. Однако более основательным представляется мнение о том, что в Белом доме не готовы или не способны принимать стратегические решения такого масштаба. Это стало понятно после того, как на финальной стадии американцы попытались договариваться, общаясь с иранскими представителями в режиме один на один. Сделали они это в итоге неудачно.
С выводом о поражении Ирана на переговорах на том основании, что с иранцев не сняты санкции Запада, согласиться трудно. Санкции, конечно, сильно бьют по Тегерану, но, во-первых, ему не привыкать, во-вторых, стремление иранцев к успеху переговоров основано не только на экономических интересах. Речь идет о возвращении Ирана на мировую арену в статусе равноправного члена международного сообщества. Прошедший переговорный год в этом смысле дал Исламской Республике многое. Президент ИРИ Хасан Роухани, выступая по национальному телевидению, сказал о «триумфе великого иранского народа» на переговорах в Вене.
В Иране ситуацию не драматизируют, паники в связи с пролонгацией сроков окончания диалога нет, от конечной цели - достичь разумного компромисса и закрыть своё ядерное досье - руководители ИРИ не отказываются. Не произошло и ожидавшегося на Западе раскола иранских элит. В Иране понимают, что Запад применял санкции сотни раз и почти всегда — с целью смещения режима. Однако иранская государственность за этот год стала прочнее. Рост социального недовольства незаметен, определенное разочарование деловых кругов и промышленников есть, но бизнес готов подождать отмены санкций. Подорвать внутриполитическое равновесие в Иране не удалось.
Проигравшей стороной иранцы считают администрацию США и персонально Обаму. Американский президент не смог преодолеть ни сопротивление конгресса, ни противодействие соглашению с Ираном главных союзников Вашингтона на Ближнем Востоке – Израиля и Саудовской Аравии. Поэтому иранцы опасаются, что и после дополнительно отведенных на завершение переговоров семи месяцев США не смогут поставить свою подпись под окончательным документом. В Тегеране говорят об этом на самом высоком уровне, сознавая, что легких путей выхода из 35-летней американской осады быть не может. Впервые за долгие годы Иран пошел на установление прямых контактов с руководством США. Готовность Тегерана к нормализации отношений с Вашингтоном сохраняется и после неудачи в Вене.
Лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи и после отказа американцев подписывать соглашение по иранской ядерной программе продолжает поддерживать действия на переговорах администрации президента Хасана Роухани, делающего всё возможное, «чтобы убедить мир в неотъемлемом праве Ирана на мирное использование ядерной энергии». Кроме того, по мнению Хаменеи, год переговоров показал, что иных, кроме дипломатии, способов закрыть иранское ядерное досье нет. К тому же международное сообщество, следящее за ходом переговоров, имеет теперь возможность убедиться в предвзятости позиции Израиля, демонстрирующего полное пренебрежение к «шестерке» международных посредников. Наконец, идя на поводу Эр-Рияда, грозящего миру приобретением ядерного оружия, США наносят удар режиму нераспространения.
Не способствовало успеху переговоров и то, что США отодвигали от переговорного процесса не только Россию и Китай, но и своих европейских союзников. В Тегеране полагают, что терпение американских союзников, которых Вашингтон заставил присоединиться к своим односторонним санкциям против Ирана, иссякает, и дальнейшая поддержка европейцами односторонних действий США под вопросом.
До введения в январе 2012 года последних санкций США и Евросоюза товарооборот между США и Ираном составлял всего 238,5 млн. долл. (экспорт США – 229,5 млн. долл., импорт – 9 млн. долл.). В то же время всего за 9 месяцев 2011 года совокупный товарооборот Ирана со странами ЕС превысил 20 млрд. евро. Основными торговыми партнерами ИРИ в Европе были Германия, Италия, Франция, Нидерланды и Испания. Азиатские союзники США также понесли существенные потери. Япония, например, торговала с Ираном почти на уровне всей Европы (16 млрд. долларов), Республика Корея потеряла от санкций почти 10 млрд. долларов. Для всех этих стран американские потери от санкций против Ирана – слабое утешение, хотя американцы тоже теряют. В статье «Санкции против Ирана стоили Западу миллиарды», опубликованной CNN, утверждается, что с 1995-го по 2012 год США недополучили около 175 миллиардов долларов потенциальной экспортной выручки от торговли с Ираном.
Есть у американских потерь и обратная сторона. Благодаря санкциям, Иран перестал быть нефтяной экономикой и стал наиболее развитым в технологическом, научном и военном отношении государством региона. Вопреки санкциям страна за эти годы вошла в двадцатку крупнейших экономик мира. Тем не менее президент Обама накануне последнего раунда переговоров продлил еще на один год действие чрезвычайного положения в отношениях Вашингтона и Тегерана. В послании Обамы лидерам сената и палаты представителей конгресса США отмечается, что отношения с Ираном «до сих пор не вернулись к норме», и поэтому режим чрезвычайного положения должен сохраняться. Обама тогда же принял решение о продлении эмбарго на иранскую нефть. Тут уже можно говорить об ирано-американской конкуренции на рынке углеводородов. Возвращение Ирана на нефтяной рынок, по мнению американских экспертов, делает нерентабельной разработку сланцевых месторождений США.
В связи с последними решениями Обамы в отношении Ирана возникает вопрос: будет ли его администрация в принципе способна присоединиться к окончательным договоренностям с Тегераном по его ядерной программе? Иран последовательно настаивает на своем праве на мирный атом, это признают все участники переговоров, но не конгресс США. Большинство в обеих палатах конгресса выступают против любых компромиссов с Тегераном. Лидер большинства палаты Кевин Маккарти уверен, что без поддержки конгресса президент Обама не сможет договориться с Ираном. Дело не столько в ядерной программе ИРИ, сколько в стратегической борьбе с иранским режимом. Маккарти призывает Белый дом к проведению «эффективной стратегии борьбы с пагубным влиянием Ирана в регионе». Он обозначил и основные направления этой войны: сектор Газа, Ливан, Сирия, Ирак и Йемен. По мнению Маккарти, Иран угрожает интересам и безопасности США и их ключевым союзникам и партнерам в регионе. От Обамы не ждут закрытия иранского ядерного досье, его призывают к взаимодействию с конгрессом в том, как противостоять Ирану и в дальнейшем. Это значит, что Америка к соглашению по ядерной программе Ирана не готова.