Контроль НАТО над Восточной Европой главным образом установлен. Вне альянса осталось совсем немного небольших стран, среди которых православные Сербия, Черногория, Македония. Все они славянские, с большими симпатиями к России. Однако Черногория и Македония своё стремление стать членами НАТО проявили уже давно, а вот Сербия оказалась крепким орешком. Население не может забыть агрессию НАТО против Сербии в 1999 г., смерть невинных людей, жестокость налётчиков. Общественное мнение не на стороне натовцев. Поэтому Белград давно заявил о своём нейтралитете и отказе от присоединения к любым военным союзам. Однако не всё так однозначно. В Сербии мнение руководства страны не совпадает с общественным мнением, а для Запада в лице США важно окончательно «оторвать» Сербию от России.
На Сербию оказывается огромное давление... Вашингтон уверен в том, что Сербия должна вступать в НАТО, постоянно подчёркивает, что для Сербии двери в НАТО открыты. Ведь «европейский выбор Сербии», ставший для руководства страны безальтернативным, как бы предполагает и евроатлантические устремления. Как и многое в политике нынешнего руководства, противоречие между желанием угодить Западу и общественным мнением вызывает серьёзные колебания, двусмысленность, непрозрачность действий правительства. С одной стороны, от нейтралитета никто не отрекался, а с другой - правительство не только не отказывается от сотрудничества с альянсом, но и наращивает его. Это напоминает завуалированное приближение к НАТО без оповещения населения о том, насколько интенсивен данный процесс. И сегодня никто не может уверенно сказать, что правительство, если останется у власти, не попытается под любым предлогом привести Сербию в НАТО.
В стране ещё при президенте Борисе Тадиче развернулась кампания по пропаганде вступления в НАТО. В 2002 г. тогда ещё Союзное правительство приняло решение начать процесс вступления в программу «Партнёрство ради мира». 19 июня 2003 г. государство под названием Сербия и Черногория (СиЧ) подало заявку на участие в этой программе. И уже 30 июня того же года НАТО разработала специальную программу обучения и сотрудничества с Сербией и Черногорией. В ноябре 2006 г. Сербия была приглашена в программу НАТО «Партнёрство ради мира». При военном министре Д. Шутановаце, в своё время закончившим курсы ФБР, началась реформа армии по натовским стандартам. Непобеждённую в 1999 году сербскую армию начали реформировать генералы НАТО. Было сменено всё руководство Армии Сербии, натовцы рекомендовали сократить армию со 100 тыс. до 25-30 тысяч человек. В июне 2007 г. Шутановац сказал послу США в Белграде, что «его миссией является подготовка сербских вооружённых сил к вступлению в НАТО» (1). В опубликованной на сайте Викиликс депеше американского чиновника от 7 мая 2009 г. отмечается, что «министр обороны Драган Шутановац… прилежно работает над изменением общественного мнения в отношении НАТО и США» (2). В депешах 2007 года приводятся слова Бориса Тадича о том, что «интеграция Сербии в НАТО является его приоритетом номер один» (3). США активно работают над созданием в сербском обществе нового имиджа НАТО: американцы выделяют деньги на обучение журналистов, предлагают специальные гранты для радио и телевизионных передач, выступают в крупнейших газетах, оплачивают заказные статьи.
То, чего не удалось достичь в результате бомбёжек в 1999 г., удалось позже, с помощью самих сербов, вернее руководства страны, пришедшего к власти после Слободана Милошевича. 18 июля 2005 г. был подписан договор СиЧ с НАТО «О сухопутных линиях коммуникации», который регулирует транзит войск НАТО через территорию Сербии и Черногории и предоставляет в полное распоряжение альянса на этой территории аэродромы, морские бухты, шоссейные и железные дороги, казармы, информационные и коммуникационные системы. Согласно этому договору, НАТО может использовать такие возможности ещё долгое время – «до окончания всех операций поддержки мира в регионе Балкан». Тем самым расширяются возможности дополнительного размещения войск НАТО на Балканах, их дислокации и перегруппировки для дальнейшей переброски в другие регионы, возможности контроля над армиями некогда непослушных Сербии и Черногории. В октябре 2008 г. министр обороны Сербии и представители НАТО подписали договор о безопасности информации, который позволяет натовцам контролировать всех, кто «прикасается» к их документации или просто сотрудничает с ними, а также требовать соблюдения секретности в переговорах с сербами.
Почему так усердствуют американцы? Их главной заботой является отдаление Сербии и Черногории от России, получение гарантий неприкосновенности существующих, а также всех потенциальных военных баз на Балканах, приобретение храброго и послушного солдата для наиболее опасных и грязных операций альянса во всём мире. Поэтому вступление в НАТО балканских стран вынудит в будущем и Сербию, и Черногорию, и Македонию, и Республику Сербскую в составе Боснии и Герцеговины занять антироссийскую позицию.
Сотрудничество Сербии с НАТО все это годы активно развивалось. В январе 2015 г. с НАТО был подписан очередной договор о сотрудничестве под названием "План действий индивидуального партнерства" (ПДИП). В нём представлена программа сотрудничества между Сербией и НАТО и намечена обширная дорожная карта реформ. Министр иностранных дел Сербии Ивица Дачич считает этот документ очень важным для страны, так как данное партнёрство, по его мнению, может помочь Сербии в реформировании и модернизации системы безопасности и создаст условия для постоянного и структурного диалога, включая и диалог на политическом уровне (4). ПДИП, говорит Дачич, «облегчит координацию двустороннего сотрудничества с членами и другими партнерами НАТО».
ПДИП - это самый высокий уровень сотрудничества с НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира», не подразумевающий членства в Североатлантическом союзе. Сама программа “Партнерство ради мира” (ПРМ) как программа двустороннего сотрудничества между НАТО и отдельной страной-партнером, не являющейся членом альянса, предусматривает несколько уровней сотрудничества. Первым является Программа индивидуального партнерства (ПИП). Основное внимание уделяется участию военнослужащих государства-партнера в маневрах, проводимых НАТО. Ежегодно в рамках ПИП проводится около 1500 мероприятий. ПИП, будучи одним из рабочих механизмов ПРМ, открывает широкие возможности по проведению учений и тренингов. Военнослужащие государств-партнеров приобщаются к военным знаниям в рамках упомянутой программы в учебных центрах в Обераммергау, Любляне, Будапеште, Анкаре и др. Вторым уровнем является Программа планирования процессов и анализа (ППА). Главное направление деятельности в рамках ППА - планирование взаимных действий, новых военных учений, миротворческих операций. План действий индивидуального партнерства (ПДИП) – третий уровень. ПДИП содержит конкретные мероприятия по интеграции в НАТО силового сектора государства-партнёра. План в то же время устанавливает сферы, в которых государства - союзники НАТО могут оказать помощь государствам-партнерам, определяет пути повышения их учебных и тренировочных возможностей. В ПДИП находит отражение суть реформ в вооруженных силах сотрудничающих с альянсом государств, которые стремятся к членству в НАТО, вопросы подготовки необходимых в этом направлении планов и выбора оптимального бюджетного варианта для этой деятельности. Фактически речь идёт о последней ступени подготовки к вступлению в НАТО, о проверке Сербии на полное послушание, исполнительность и подчинение. Некоторые эксперты даже считают такой договор проявлением «неформального» членства в НАТО.
От реформы армии по натовскому образцу, полного участия во многих программах НАТО до членства в этом военном блоке – один шаг. Думается, что нынешнее сербское руководство постарается этот шаг сделать или скрытно преодолеть (как это было в случае с Косовом) в отведённое ему историей время. Ведь концепция обороны Сербии уже полностью изменилась: армия теперь несамостоятельна в своих решениях, не способна оборонять себя или выступить в чью-то защиту. Такое положение не соответствует интересам России. В случае членства Сербии в НАТО Москва будет вынуждена пересмотреть своё отношение ко многим вопросам политического и военного сотрудничества, которые сегодня выглядят как взаимовыгодные и перспективные.