21-22 января в Болгарии побывал с визитом генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. Накануне своего приезда он заявил болгарской газете «Труд»: «НАТО будет там, где это нужно Болгарии, и я уверен, Болгария будет там, где это нужно НАТО». Генсек НАТО призвал болгарское правительство увеличить расходы на оборону. «НАТО, - заявил Столтенберг, - исполнена решимости сделать всё необходимое для защиты своих союзников, но и союзники должны сделать всё, что от них требуется, чтобы мы были уверены, что НАТО сохраняет силу. Рассчитываю на поддержку Болгарии». Столтенберг официально объявил о планах создания командного центра НАТО на болгарской территории, что, по его словам, укрепит восточный фланг альянса. Генсек НАТО призвал также к ускоренному развитию болгарских военно-морских сил, связав это с «агрессивностью» России и с «аннексий» Крыма. Болгарская верхушка - президент, премьер-министр, министры иностранных дел и обороны – внимала гостю из Брюсселя с подчёркнутым усердием.
Волен Сидеров, лидер болгарской лево-националистической партии «Атака», организовавшей демонстрации против визита Столтенберга, обвинил НАТО в том, что атлантический военный блок втягивает Болгарию в войну с Россией. Есть опасения, что появление новой базы (командного центра) НАТО возле Варны может превратить Болгарию в участника военной авантюры.
Такие опасения не беспочвенны. В случае дальнейшего развития украинского кризиса болгарские военнослужащие могут быть брошены для выполнения карательно-полицейских функций на тех территориях Украины, Молдовы и Приднестровья, где компактно проживают болгары и гагаузы (православные тюркоязычные болгары). Вероятность такому развитию событий придаёт ещё и то, что лидеры болгар в Киеве, Одессе, Болграде и других населенных пунктах украинской части исторической Бессарабии быстро переметнулись из Партии регионов, где в своё время они были причастны к коррупционным схемам, на сторону нового киевского режима (например, Венцеслав Видинский, отсидевший в одесской тюрьме за финансовые махинации). К слову сказать, Петр Порошенко родился в неформальной столице украинских болгар – Болграде и учился в местной болгарской школе. Его отец Алексей Порошенко косвенно подтвердил свое болгарское происхождение знаковым присутствием на открытии Генерального консульства Республики Болгарии во Львове.
На Всемирном соборе болгар в Варне в середине ноября 2014 года, организованном Всемирной ассоциацией болгар и Всемирным парламентом болгар, делегаты украинской болгарской общины буквально состязались друг с другом, выступая один за другим в поддержку «территориальной целостности Украины» и «жёсткого противодействия агрессивным поползновениям соседней державы». Хотя если говорить не о верхушке болгарской общины на Украине, а о тамошних болгарах в целом, то большинство из них принадлежат к низам социальной пирамиды. Вместе с тем они ощущают свою связь, прежде всего, с Россией, ибо говорят на русском языке, воспитаны в русской культуре и всегда сопротивлялись попыткам перевода образования и делопроизводства на украинский язык, который они никогда не знали. Им непонятны антироссийские установки, возобладавшие во внешней политике их родины-матери – Болгарии. То же самое касается и болгарских общин в Республике Молдова и в Приднестровье, в районе села Парканы. Однако болгарские политики, в том числе депутаты Европарламента, нередко наведываются в Парканы, открывают там памятники, оставляют книги, учебные пособия, компьютеры.
Что касается гагаузов (тюркоязычных болгар), то после переселения на территорию Российской империи в конце XVIII – начале XIX веков, они остались двуязычным народом. Только если на болгарских землях они говорили на турецком (который в результате многолетнего османского владычества стал для них основным) и болгарском языках, то в российской Бессарабии они стали говорить на турецком и русском. Сохранили православие, но утратили болгарский язык и связь с родиной предков. Пророссийские настроения среди гагаузов очень сильны. Евро-атлантическая политика ни через Софию, ни через Анкару до сих пор на них не влияла, но сейчас что-то меняется.
На инаугурации башкана Гагаузской автономной республики в составе Молдовы Михаила Формузала в феврале 2011 г. присутствовала представительная болгарская делегация. Ее возглавлял глава Варненской области Данчо Симеонов (в прошлом высокопоставленный военный контрразведчик). Он и посол Болгарии в Кишиневе Георгий Панайотов, принадлежащий к болгарской общине гагаузов, имея поручение тогдашнего и нынешнего премьер-министра Болгарии Бойко Борисова, сделали немало, чтобы склонить гагаузских лидеров к сотрудничеству с евро-атлантическими центрами силы при посредничестве Софии.
Очень внимательно следит за положением дел в Гагаузии и Турция, которая путем грантов, приглашений на учёбу, финансовой поддержки научных и культурных учреждений, инвестиций в экономику прививает гагаузам турецкое самосознание и даже распространяет среди православного населения ислам. На территории Молдовы и на украинских территориях, компактно заселенных гагаузами, впервые с тех пор, как турок отбросили за Дунай, появились мечети; за турецкие деньги большими тиражами издаются книги по истории гагаузов, имеющие мало общего с исторической правдой…
Находясь в Софии, Столтенберг всячески благодарил болгарские власти за их вклад в деятельность НАТО в миссиях в Косове, Афганистане, на Чёрном море. Есть ощущение, что НАТО готовит Болгарию к новой «миссии». Вряд ли случайно, проводя переговоры в Софии, Столтенберг акцентировал внимание на «агрессивности России в отношении Украины» и подчеркивал, что из-за географической близости конфликта Болгария является в этой ситуации ключевым союзником НАТО. «Мы согласовали, - отметил генсек НАТО, - План боевой готовности для реагирования по разным направлениям». В конце концов, поставить спектакль с «угрозой правам болгар» на Украине или в Молдове в условиях расшатанной государственности этих двух стран несложно. Тогда и понадобится болгарская армия, чтобы «защитить соотечественников от пророссийских сепаратистов». Соотечественников, конечно, никто в этом случае не спросит.