Президентская политическая директива №13: Барак Обама несёт личную ответственность за катастрофические последствия «арабской весны»
Одним из ярчайших примеров лицемерия Вашингтона в наши дни является его политика по отношению к Ближнему Востоку. Совокупный ущерб, нанесенный этому региону пронесшейся над ним, как песчаная буря, «арабской весной», которая была инспирирована Соединёнными Штатами, составляет с учетом продолжающейся гражданской войны в Сирии сотни тысяч человеческих жизней, миллионы искалеченных и изгнанных из своих домов, многие миллиарды долларов прямых материальных потерь.
Под влиянием очевидных фактов в Америке с некоторых пор не принято бить в победные литавры по поводу «благотворного влияния» этих бурных событий на такие страны, как, например, Ливия, Йемен и другие. Наводятся мосты с пережившим подлинную национальную трагедию Египтом. Никто не торопится заявить о своих особых персональных заслугах в организации недавних масштабных потрясений. Между тем их «повивальную бабку» обнаружить не так уж трудно. Это Совет национальной безопасности (СНБ) США, председателем которого является президент страны. Начиная с августа 2010 г. СНБ разработал ряд политических документов, утвержденных Б. Обамой и направленных на форсированную «демократизацию» Арабского региона. Сначала это была Президентская исследовательская директива №11. А затем, в 2011 году, за ней последовала Президентская политическая директива №13 (ППД-13). Обе на тему «процессов политических и экономических реформ на Ближнем Востоке и в Северной Африке». Исходное лицемерие этих документов, которые вызвали политическое землетрясение, состояло в том, что речь в них шла о благе народов, но имелось в виду нечто совсем иное - закрепление господства США в ближневосточно-североафриканском регионе.
Откуда вообще на исходе 2010 года в Белом доме возникло желание «резко стимулировать демократические процессы» на Ближнем Востоке? Ответ на этот вопрос, видимо, надо искать в плоскости сделанного в период президентства Б. Обамы акцента на «мягкую силу» во внешней политике США. Важной составной частью этого курса являлся положительный имидж самого президента, выдвижение которого на высший пост в стране изначально было связано с теми расчётами, что фигура афроамериканца окажется близкой населению развивающихся стран, где проживает подавляющее большинство человечества. Проведенные в 2010 году замеры общественного мнения показали, однако, что Обама способствовал росту популярности США в Европе, но не на Ближнем Востоке и не в Азии, где об американской политике продолжали судить не по словам, а по делам, в которых мало что менялось. Оказалось, что от Египта до Пакистана рейтинги Обамы были чуть лучше предельно низкого рейтинга Буша. Не склонный к самокритике Белый дом счел виноватыми в таком непочтении народы этих стран и вознамерился «подправить» их образ мысли путем смены недостаточно надежных, на его взгляд, режимов. И получается, что все гигантские жертвы, понесенные народами, которые угодили в зону «арабской весны», были нужны лишь для улучшения рейтинга одного человека, хотя даже этого не произошло.
Следует понимать, что президентские директивы США по вопросам международной политики - это не теоретические трактаты. Каждая из них содержит целевые установки, обстоятельный список конкретных мер, необходимых для достижения поставленных целей, отвечающих за осуществление этих мер государственных ведомств, а также предполагает соответствующее материальное обеспечение. Документы такого уровня обычно «весят» от нескольких десятков до нескольких сот миллионов долларов. Для более дорогостоящих программ требуется одобрение конгресса.
По значению и последствиям ППД-13 можно поставить в один ряд с такими директивами предшественников Обамы, как подписанная Трумэном СНБ-68, направленная на сдерживание и ослабление Советского Союза. ППД-13 – это пока еще секретный документ, на американские сайты просочилась лишь его тема, порядковый номер и приблизительная дата принятия. Однако содержание данной директивы можно восстановить, анализируя аналогичные документы прошлых времен, а также последующий ход событий. При применении этой директивы использовалась опробованная методика, при которой уличные протесты выглядят стихийными и спонтанными. Такой эффект достигается за счет того, что единый центр присутствует только на этапе принятия стратегического решения. Далее вступают в действие получившие указания от своего руководства многочисленные представители американских правительственных и неправительственных организаций, а также пропагандистских органов, которые, в свою очередь, используют множество своих формальных и неформальных местных связей. На личной основе подключаются и частные компании. Массовость обеспечена, энергия протеста умело стимулируется со стороны, но установить конкретных инициаторов тех или иных событий часто невозможно, поскольку их участники заранее могут и не быть знакомы друг с другом. В результате создается обстановка «управляемого хаоса», который по замыслам рано или поздно и должен привести к выполнению поставленных задач. Только вот «побочные последствия» таких американских подрывных кампаний либо вообще игнорируются, либо просчитываются крайне слабо. Сплошь и рядом их итоги трудно признать удовлетворительными, даже с точки зрения самих инициаторов. Что касается стран, в которых подобные эксперименты проводятся, то для них последствия чаще всего носят разрушительный характер. На наших глазах это происходит на Украине, для которой уроки ППД-13 могли бы стать, но, к сожалению, не стали наглядным уроком. Достаточно сказать, что к началу 2014 года, по оценкам экспертов, совокупные потери стран Ближнего Востока от «арабской весны» превысили 800 млрд долларов. В настоящее время они превышают астрономическую сумму в 1 триллион долларов.
Удивляет упорство, с каким Вашингтон, уже совершенно провалившись со своей кампанией по «демократизации» Ближнего Востока, вызвавшей в том числе появление таких монстров, как «Исламское государство», продолжает следовать прежним курсом. Так, уже весной 2011 года cпециальный подкомитет по национальной безопасности палаты представителей американского конгресса поставил вопрос об угрозе, которую могли представлять безопасности США начавшиеся беспорядки в ряде стран Северной Африки и Ближнего Востока. Однако выступавшие от администрации и «независимого» экспертного сообщества специалисты заверили подкомитет, что «"Аль-Каида" и связанные с ней группы не имеют отношения к волне народных восстаний, прокатившейся по региону, и что Соединенным Штатам необходимо поддерживать молодежь, вышедшую на улицы и требующую демократических преобразований». Брайан Катулис, представлявший «мозговой центр» Обамы - исследовательский Центр американского прогресса, заявил, например, что «волна беспорядков представляет возможность для Соединенных Штатов принять новое поколение лидеров и что США не должны быть чрезмерно обеспокоены влиянием "Аль-Каиды"». Филип Мадд из организации New America Foundation выразил мнение, что со времени терактов 11 сентября 2001 года позиции «Аль-Каиды» заметно ухудшились. По его словам, «она сама себе навредила, убив слишком много невинных людей». Более того, согласно суждениям Мадда, «если свержение диктаторов в странах Северной Африки и Ближнего Востока продолжится, «Аль-Каида» лишится мощного средства вербовки молодых людей, которым уже нельзя будет объяснить, что нужно бороться с коррумпированными правительствами». Подобные, с позволения сказать, «экспертные оценки» подготовили появление такого значительно более мощного и зловещего образования, чем «Аль-Каида», как «Исламское государство». Белый дом с упрямством, достойным лучшего применения, продолжает брести в никуда по пескам Ближнего Востока.
Известный консервативный исследователь Уильям Пфафф (William Pfaff) предостерегает: «Можно предположить, что любая новая американская стратегия, направленная на реформирование Ближнего Востока, будет воспринята в мире как сумасшествие. Предыдущие попытки принесли лишь разрушения и породили лютую ненависть по отношению к Соединенным Штатам в большей части исламского мира, а также, если хотите, и сам «Новый Халифат». Вашингтон в настоящее время назначил себя лидером еще одной, как ожидается, неудачной интервенции, в ходе которой могут погибнуть десятки, сотни тысяч людей или даже миллионы, если военные действия будут продолжены. Саудовская монархия и Соединенные Штаты как спонсоры того, что осталось от Ирака, объявляют себя защитниками в борьбе против возможного преемника главных суннитских держав - «Исламского государства».
Возникает абсурдная картина. Вашингтон пытается организовать и возглавить крестовый поход против собственного порождения, лицемерно прикрываясь заботами о благе человечества. В то же время рецепт борьбы с подобным злом прост – перестать затевать бесконечные безответственные авантюры по подгонке других стран и целых регионов под свой шаблон.
Будущие историки, видимо, расставят всё по своим местам. Долго скрывать столь важный документ, как ППД-13, вызвавший пагубные последствия, не получится. Рано или поздно со сменой администрации, как уже не раз бывало в прошлом, произойдёт утечка. Только эти запоздалые разоблачения во многом будут носить уже схоластический характер. Гораздо важнее было бы определить степень ответственности за колоссальные потери от «арабской весны» не в будущем, а сейчас.