Саммит Америк в Панаме: без компромисса

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Главным событием 7-го Саммита Америк, проходившего в Панаме 11-12 апреля, стало рукопожатие, которым обменялись Рауль Кастро и Барак Обама в знак нормализации отношений между США и Кубой. Трудно сказать, сколько времени займёт этот процесс. Наслоения вражды и недоверия, не поддающиеся исчислению жертвы со стороны кубинцев, вызванные блокадой острова, в одночасье не преодолеть. Конгрессу США ещё предстоит принять решение об исключении Кубы из списка стран-«спонсоров терроризма». Если это произойдёт, Вашингтон и Гавана снова обменяются посольствами.

Значительную часть своего выступления в Панаме Рауль Кастро посвятил не отношениям с Вашингтоном, а стратегическим задачам латиноамерикано-карибской интеграции. Он отметил, что объявление на Втором саммите CELAC (январь 2014 года, Гавана) Латинской Америки и Карибского региона Зоной мира явилось важнейшим шагом в достижении стабильности на континенте. Тому же способствует и деятельность существующих в регионе интеграционных объединений - CELAC, UNASUR, CARICOM, MERCOSUR, ALBA и других. 

В нескольких интервью по случаю саммита Кастро отозвался о нынешнем президенте США как о «честном человеке», который не несёт ответственности за блокаду Кубы. Гавана намерена развивать диалог с Вашингтоном и работать над углублением отношений двух стран «в цивилизованных рамках». Вместе с тем Кастро подчеркнул: «Гавана продолжит защищать идеи, которые наш народ выработал, пройдя через страдания и опасности. Мы продолжим процесс модернизации кубинской экономики, чтобы развивать наш социализм и добиваться справедливости для нашего народа».

Много внимания на саммите было уделено конфликту между США и Венесуэлой, который возник после подписания Обамой декрета, в котором Венесуэла названа «новой и чрезвычайной угрозой» безопасности США. Этот документ воспринят в Каракасе и других латиноамериканских столицах как оправдание агрессивных действий Вашингтона против боливарианского режима. В Венесуэле и за её пределами прошёл сбор подписей с осуждением декрета Обамы. Президент Венесуэлы Мадуро заранее предупредил, что намерен дать в Панаме бой империализму США. Дискуссии в Панаме обещали принять характер конфронтации, что Вашингтону на этот раз было нежелательно. В Каракас был спешно направлен советник Госдепартамента Томас Шеннон, встреча которого с Николасом Мадуро длилась около трёх часов… 

Сразу же после прибытия в Панаму Мадуро посетил столичный район Чоррильо, который четверть века назад подвергся варварской бомбардировке ВВС США. Вооружённая интервенция оправдывалась необходимостью ареста президента Панамы Норьеги, который долго усердно обслуживал интересы Вашингтона, а потом был объявлен диктатором и наркотрафикантом. Тысячи убитых и раненых панамцев. Их семьи до сих пор ждут от США материальных компенсаций. Мадуро возложил цветы к монументу погибшим и во время встречи с родственниками жертв интервенции обещал передать их обращение Обаме. 

На выступлении Мадуро во время пленарного заседания Обама постарался не присутствовать. «Я сожалею, что здесь нет президента Обамы, которого уважаю, несмотря на то, что он угрожал моей стране», - сказал Мадуро, призвавший Обаму отказаться от «иррационального декрета» и выразивший готовность пожать руку американскому коллеге. Рукопожатие состоялось, разговор президентов длился несколько минут. Как сообщил представитель Белого дома, Обама заверил венесуэльца, что «США заинтересованы не в запугивании Каракаса, а в поддержке демократии, стабильности и процветания Венесуэлы и всего региона». 

В Панаме Обама попытался откреститься от некоторых традиционных установок внешней политики США. Так, он заявил, что его страна не будет больше вмешиваться во внутренние дела Латинской Америки: «Мы уважаем различия между нашими странами. Дни, когда США безнаказанно вмешивались в дела стран этого полушария, закончились». Кроме того, Обама был вынужден признать, что США не являются идеалом в вопросе соблюдения прав человека. «Я в полной мере осознаю, что есть тёмные главы в нашей собственной истории, когда мы говорим о правах человека…»  -  заметил он. 

Президент Эквадора Рафаэль Корреа сразу указал на причину «уступчивости» президента США: «Наши народы никогда больше не примут ни опеку, ни вмешательство, ни интервенцию. Настал час второй и окончательной независимости Латинской Америки». Поэтому, заявил Корреа, страны региона с таким единодушием требуют отмены декрета президента Обамы, в котором Венесуэла объявлена «угрозой для национальной безопасности» США. Декрет грубейшим образом нарушает международное право и Устав ОАГ. Что касается этой последней организации, то, по мнению Корреа, настало время заново взвесить её необходимость. Вероятно, ОАГ целесообразно использовать только для обсуждения проблем в отношениях между странами CELAC и Северной Америки (США и Канадой).

В выступлении боливийского лидера Эво Моралеса прозвучал призыв к Соединённым Штатам: «Перестаньте вести себя как империя». Вашингтону, считает Моралес, необходимо отказаться от практики двойных стандартов, выдвижения ультимативных требований к соседям по континенту, использования «политики террора». «Наши народы бесповоротно меняются, - говорил Моралес, - Латинская Америка и Карибы уже не такие, как прежде, им не навязать военную диктатуру. Мы перестали быть подчинённым и покорным регионом, наш мятежный континент стремится завершить процесс самоопределения». Обращаясь к Обаме, президент Боливии сказал: «Перестаньте превращать мир в поле битвы. Войны идут на пользу только финансовой тирании». Резко критично отозвался Моралес и о звучащей из Вашингтона проповеди демократии: «О какой демократии может говорить администрация США, если она ежедневно нарушает права миллионов человеческих существ в мире шпионажем, если пытки стали обычным методом, используемым их разведывательными службами».

Внешне примирительные жесты Обамы на саммите сопровождались приездом оппозиционеров из разных стран, собранных в Панаме не без участия Госдепа и ЦРУ. За кулисами саммита Обама встретился с кубинскими диссидентами, с представителями НПО из других стран, обещав им всестороннюю поддержку. Во время выступления Мадуро было слышно cacerolazo – «марш пустых кастрюль», который устраивает венесуэльская оппозиция для компрометации правительства. Никто в стране не умирает от голода, но пропагандисты должны отрабатывать свой хлеб. Непонятно, откуда в зоне повышенной безопасности Саммита оказалось, судя по шуму, столько протестующих: скорее всего, были использованы ретрансляторы. Да и чего стоит «уступчивость» Обамы, если заместитель госсекретаря Роберта Джейкобсон заявила, что антивенесуэльский «декрет Обамы» отменён не будет. Она же одной из первых сообщила, что итогового документа по саммиту ожидать не стоит. «Очень сложно разработать документ, с которым были бы согласны все», - сказала Джейкобсон. Достичь компромисса по содержанию итогового документа участникам форума в Панаме не удалось. Министр иностранных дел Венесуэлы Делси Родригес в ходе предварительных дискуссий настаивала на включении пункта, осуждающего санкции США. Президент Мадуро добавил к этому, что ни одна из стран региона не согласилась бы с подобными необоснованными санкциями со стороны США. 

В итоге представители США и Канады заблокировали принятие документа. Ничего необычного в этом нет. Например, в 2005 году на саммите в Мар-дель-Плата (Аргентина) латиноамериканцы отклонили проект создания Общеамериканской зоны свободной торговли (ALCA), выдвинутый Дж. Бушем-младшим. С тех пор ни один из Саммитов Америк не завершался достижением общих договорённостей. Следующий Саммит Америк намечено провести в 2018 году в Перу.

Другие материалы