Бухарест и Кишинев объявили о скором создании совместного румыно-молдавского батальона. В пресс-релизе Министерства обороны Молдовы говорится, что «в деятельности подразделения планируется использовать значительный опыт румынских военнослужащих, полученный ими в ходе выполнения миротворческих миссий и международных учений». Румынские и молдавские военные наметили также перспективу вхождения в состав батальона польских и украинских военнослужащих.
Зачем в зоне приднестровского конфликта создаётся румыно-молдавско-польско-украинский (якобы миротворческий) батальон, когда мир на берегах Днестра уже больше двух десятков лет обеспечивают российские миротворцы, оказавшиеся сегодня в организованной украинскими властями транспортной блокаде?
Румыния – чемпион среди стран НАТО по росту расходов на армию (1, 36% в 2014 г., 1,7% в 2015 г., в 2017 г. ожидается 2%). При поддержке Вашингтона и Брюсселя Бухарест уже не первый год пытается сколотить в Восточной Европе антироссийскую группировку, куда войдут натовская Польша, а также Украина и Молдавия. С Польшей у Румынии с 2009 года действует договор о стратегическом союзничестве, в рамках которого стороны обязуются поддерживать усилия Украины и Молдовы в направлении евроинтеграции.
29 апреля 2015 г. на встрече глав МИД Польши и Румынии Гжегожа Схетыны и Богдана Ауреску в Варшаве было заявлено о единстве взглядов сторон в отношении событий на Украине. Г. Схетына подчеркнул, что обсуждаются новые перспективы польско-румынского сотрудничества в сфере военной безопасности, в том числе с привлечением к совместным проектам Турции, Украины, Грузии, Молдавии и балканских государств.
Ранее по инициативе Варшавы уже была создана польско-литовско-украинская бригада (ЛитПолУкрбриг) со штаб-квартирой в польском Люблине. В состав бригады, которой тоже придан статус «миротворческой», войдут 3,5 тыс. польских военнослужащих, около 600 – украинских, и около 400 – литовских. То есть у западных границ стран-участниц Евразийского экономического союза создаётся антироссийская дуга, пролегающая от Чёрного моря до Балтики.
Присутствие российских миротворцев в Приднестровье этим планам мешает. Приднестровье образует своего рода анклав внутри юго-восточного сектора зоны ответственности НАТО, не контролируемый Североатлантическим альянсом.
Независимое Приднестровье стоит костью в горле у румынских юнионистов. В Приднестровской Молдавской Республике (ПМР) официальный статус имеет кириллический вариант молдавского языка, а не латиница, введенная в оборот в Молдавии ещё в 1989 году. Различны и идеологии политических режимов в Кишинёве и Тирасполе. Румынский союзник Гитлера маршал Антонеску для Кишинева - уже не военный преступник, а национальный герой, боровшийся за воссоединение Румынии и Молдавии, именем которого называют улицы.
В румынском парламенте сторонники объединительных планов Антонеску (под «объединением» подразумевается поглощение Румынией всей территории бывшей Молдавской ССР) учредили парламентскую группу Friends of the Union в составе 41 депутата. При этом процент сторонников объединения с Румынией среди молдаван невысок и на протяжении последнего десятилетия колеблется между 7 % и 15 %. В Румынии же уровень поддержки идеи «объединения» – 76%.
Политики из Friends of the Union вынашивают также планы присоединение к Румынии украинской части Бессарабии, но временно предпочитают об этом молчать, чтобы не спугнуть Киев. Пока в Бухаресте зреет вопрос об украинской Бессарабии, украинцев «успокаивают» заверениями на тот счёт, что при необходимости Румыния-де будет воевать с Россией за Украину и атаковать российский флот в Чёрном море.
План выдавливания российских миротворцев из Приднестровья действует. Запущен маховик информационной войны против Тирасполя. Власти ПМР обвиняются в нарушении демократических свобод, в преследовании независимых НПО на территории республики. Среди этих «независимых» - организации, работающие из Молдовы, но финансируемые Бухарестом и связанные с румынскими спецслужбами. Западные СМИ уже создали информационно-пропагандистский коктейль, в котором смешаны «преследования» НПО в Приднестровье, присутствие там российских миротворцев, рассуждения об экономической несостоятельности приднестровской государственности и «рука Кремля». Кишинёвский режим изображается при этом как сила, способная вмешаться в ситуацию и восстановить демократические нормы. Несколько десятков западных НПО, как по команде обеспокоившихся судьбой своих коллег в Приднестровье, уже обратились к Кишинёву с просьбой о дипломатическом вмешательстве.
Геополитическая логика вооруженного конфликта на Украине, в котором перемирие не превращается в прочный мир, не могла не подвести Запад к попыткам усилить давление на Россию, спровоцировав напряженность в приднестровском регионе. Появление планов создания румыно-молдавского «миротворческого» батальона с участием польских и украинских военных – ещё одни шаг в этом направлении.