Попытки экспроприации российского имущества предпринимались на Украине неоднократно. Под имуществом РФ в первую очередь здесь понимаются: предприятия и компании, принадлежащие российскому капиталу и действующие на территории Украины; зарубежное имущество (активы) Российской Федерации, находящееся на территории третьих стран; активы юридических лиц РФ в виде требований по кредитам и контрактам к украинским контрагентам; некоммерческая недвижимость физических и юридических лиц Российской Федерации, находящаяся на территории Украины.
Основанием, для того чтобы наложить руку на российское имущество, служит желание получить «компенсации» от России за понесенные «ущербы». Во-первых, это потеря Крыма (в МИД Украины заявляют, что после «аннексии» Крыма Россия незаконно национализировала более 400 украинских предприятий и 18 газовых месторождений). Во-вторых, это экономические потери, вызванные поддержкой «сепаратистов» на юго-востоке Украины. В-третьих, убытки от сворачивания двухсторонней торговли. В-четвертых, «незаконное» присвоение Российской Федерацией того зарубежного имущества, которое осталось в наследство бывшим советским республикам после расчленения СССР. К этому добавляется и сущая экзотика вроде требования компенсации за ущербы, нанесенные Украине «советской оккупацией».
В апреле Олег Ляшко с группой депутатов внёс в Верховную раду законопроект «О национализации имущества государства-агрессора и его резидентов». Инициаторы законопроекта замахнулись на всё недвижимое и движимое имущество, банковские вклады и любые активы, принадлежащие гражданам РФ «непосредственно или через аффилированных лиц». Законопроект предполагал, что изъятие активов должно происходить без какой-либо компенсации.
Несмотря, однако, на весь накал антироссийских страстей, в Раде законопроект Ляшко не прошёл. Дело в том, что, по данным украинских же экспертов, в каждом десятом из крупнейших предприятий Украины имеется значительная доля российского капитала. Национализация российских активов, по этим оценкам, может привести к падению ВВП Украины на 20 %.
Кроме того, в Киеве задумались о возможном ответе со стороны Москвы. Хотя у олигархов «незалежной» в РФ активов существенно меньше, чем у российских бизнесменов на Украине, но даже ради победы над «москалями» украинские миллионеры не спешат рисковать своим имуществом. Тому же Петру Порошенко совсем не хочется расставаться со своей кондитерской фабрикой в Липецке.
В начале лета интерес к имуществу РФ у украинских властей обострился снова. 5 июня Порошенко объявил, что Украина подготовила ряд исков против России, которые «будут направлены в различные суды, начиная от Морского арбитража и заканчивая Судом в Гааге по защите собственности и к персональной ответственности тех или иных лиц». Украинский президент сообщил также, что подготовлен документ с перечнем социально-экономических и других санкций Украины к России. Не исключено, что одной из санкций станет арест и/или конфискация российских активов на Украине в порядке «компенсации» за Крым.
Четыре иска к России Украина уже подала. Три из них – в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), четвертый – в Международный суд ООН. Один из исков по линии ЕСПЧ был подан в декабре 2014 года и касается ущербов от «аннексии» Крыма. Сумма искового заявления – около 1 триллиона гривен (47,3 млрд. долл). Позиции Киева по данному иску крайне зыбкие. Прежде всего, ЕСПЧ не имеет полномочий для рассмотрения межгосударственных имущественных споров, он специализируется на защите граждан. Иск Киева беспрецедентен для Европейского суда. Кроме того, сумма иска имеет очень слабое экономическое обоснование. Мутным является и юридическое основание иска. С юридической точки зрения Крым сначала вышел из состава Украины, а уже потом вошел в состав РФ. Так что история с декабрьским иском обещает растянуться на многие годы, а её финал может обернуться для Киева полным фиаско.
По оценкам лидера Европейской партии Украины Николая Катеренчука, общая сумма исковых требований Киева к Москве уже достигла 300 млрд. долл. Для сравнения: ВВП Украины в 2013 году составил 177,4 млрд. долл. (данные Всемирного банка).
Шансы на успех любых исковых требований Киева к Москве крайне невысоки. И главная причина состоит в том, что практика международных имущественных споров не знает таких прецедентов. Так называемых аннексий в мировой истории насчитываются тысячи, если не десятки тысяч, но компенсаций в этих случаях никто не требовал, а если и требовал, то механизмов удовлетворения требований не существовало. Киев решил создать прецедент. Только вряд ли получится.
Кроме того, даже если та или иная международная судебная инстанция вынесет решение об удовлетворении искового требования Киева, значительная часть зарубежного имущества РФ имеет разного рода иммунитеты. Не защищенного иммунитетами государственного имущества Российской Федерации за рубежом крайне мало. Имущество частных физических и юридических лиц РФ аресту и конфискации не подлежит - за исключением случаев, когда можно доказать, что указанные лица действовали в соответствии с указаниями российских властей. Доказать прямую причастность российских юридических лиц (компаний, банков, других негосударственных организаций) к ущербу, вызванному «аннексией» Крыма, крайне сложно. Наиболее удобны для ареста и взысканий активы российских компаний со 100-процентным участием государства, но таких чисто государственных российских компаний не так много. У того же «Газпрома» помимо государства есть частные акционеры, в том числе иностранные. И попытка конфискации имущества «Газпрома» приведёт только к встречным искам со стороны акционеров.
Есть и ещё одна тонкость. Дело в том, что в прошлом году Гаагский суд вынес судебное решение по делу ЮКОСа, обязав Россию выплатить иностранным акционерам указанной нефтяной компании 50 миллиардов долларов компенсаций. Россия обжаловала данное решение, история обещает растянуться на годы. Однако дело даже не в этом, а в том, что истцы по делу ЮКОСа находятся в очереди по требованиям к Российской Федерации впереди Украины. Бывшие акционеры ЮКОСа уже прицениваются к тому, что можно было бы пустить с молотка, чтобы получить вожделенную компенсацию. Однако даже теоретически за пределами РФ не набирается «незащищенного» имущества на сумму 50 млрд. долл. А Украине тут вообще рассчитывать не на что.
Киев явно делает ставку на «неформальный» подход к рассмотрению его исковых заявлений и исполнению решений международных судов. Например, на то, что будут арестованы и конфискованы международные резервы Российской Федерации, размещенные в казначейских бумагах США и других ведущих стран Запада, а также валютные депозиты Банка России, размещенные в крупнейших западных банках. Однако сие будет означать окончательную смерть международного права и окончательную дискредитацию международных инстанций, выполняющих судебно-арбитражные функции. На такую жертву ради Киева Запад не готов.
В принципе, конечно, нельзя исключать вариант полного слома Западом остатков системы международного права и перехода к прямой и жёсткой конфронтации с Россией, которая повлечёт аресты и конфискации российских зарубежных активов, как государственных, так и частных, как не защищенных иммунитетом, так и защищенных, как материальных, так и финансовых. Однако для такого радикального шага Западу нужны гораздо более серьёзные основания, чем стремление поддержать киевский режим. Киеву не стоит переоценивать свою роль в мировой политике.
Похоже, новая инициатива Порошенко с выдвижением исков против России продиктована банальным соображением – нежеланием платить по долгам. В том числе по займу в 3 млрд. долл., который Россия предоставила Украине в декабре 2013 г. 20 июня Киев должен сделать очередную выплату процентов по этому займу в размере 75 млн. долл., а в конце года полностью его погасить. Предполагают, что Порошенко откажется от уплаты процентов и основной суммы долга, а основанием для отказа выдвинет наспех подготовленные встречные требования Украины к России, пытаясь втянуть Москву в игру под названием «финансовый покер».