Судьба украинской ГТС

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Сегодня на Украине и в Европе принято считать, что украинская газотранспортная система является мощнейшей в мире, а обладание ею ставит её владельца в положение едва ли не вершителя мировых судеб. Некоторая доля правды в этом мифе присутствует. Если, конечно, забыть про существование России, откуда голубое топливо и поступает в ГТС Украины, будучи добытым за тысячи километров от украинской границы и доставляемым по гигантским трубопроводам.

* * *

Первая попытка создания трансконтинентального газопровода, который соединил бы с Европой российские газовые месторождения, относится к 1960 году. Для этого требовались трубы большого диаметра, которые подряжались поставлять германские трубопрокатчики. Однако под давлением Координационного комитета по экспортному контролю (КоКом) канцлер ФРГ К.Аденауэр в 1963 г. наложил вето на сделку под тем предлогом, что поставка труб большого диаметра «угрожает безопасности Германии». В результате германская промышленность понесла около 200 млн. марок убытков, а правящая партия ХДС/ХСС лишилась поддержки крупнейших немецких промышленников.

Пришедшая к власти в 1969 г. на смену христианским демократам коалиция социал-демократов и свободных демократов одобрила крупнейшую на тот момент сделку «газ в обмен на трубы», позволившую в счёт поставок в Германию и Европу газа построить целую сеть газопроводов, ставших впоследствии ядром украинской газотранспортной системы. Это были газопроводы Оренбург — Западная граница, Уренгой — Помары — Ужгород и Ямбург — Западная граница суммарной мощностью 80 млрд. куб. м газа в год.

Всего же с 1970 года по настоящее время протяжённость магистральной ГТС Украины возросла с 11,5 тыс. км до 37,1 тыс. км. При этом Украина имеет возможность получать непосредственно из России (часть транзитного газа в Европу поступает с белорусской территории) 288 млрд. куб. м газа в год, а поставлять за рубеж до 142 млрд.

Едва были построены первые магистральные газопроводы на территории Украины, как возникла потребность в компенсации пиковых нагрузок потребления газа и бесперебойного транзита. Поэтому с начала 1960-х в Украинской ССР появились первые подземные газовые хранилища. В 70-80-е годы в Западной Украине на базе истощённых месторождений было построено 5 ПХГ, включая Бильче-Волицко-Угерское, которое является крупнейшим в Европе (в него можно закачать 17 млрд. куб. м газа). 

Всего же на территории Украины в советское время сформировались четыре комплекса ПХГ: Западноукраинский, Киевский, Донецкий и Южноукраинский, способные вместить в общей сложности 32 млрд. куб м газа. После воссоединения Крыма с Россией Южноукраинский комплекс в Крыму оказался на российской территории. Ещё один комплекс, Донецкий, частично располагается в зоне боевых действий или примыкает к ней, что, конечно, не способствует полноценному использованию хранилищ.

Кроме того, сегодня Украина не контролирует и всю сеть магистральных газопроводов. Некоторые их участки оказались на территории Донбасса, вышедшей из-под контроля Киева. Перестал быть украинским и трубопровод, соединяющий крымские газовые скважины и хранилища с центральными районами Украины.

Однако это лишь часть большой проблемы, в какую превратилась сейчас украинская ГТС. Её основа создавалась 25-45 лет назад. В постсоветское время  новые владельцы газовой отрасли привыкли выжимать из ГТС всё, что возможно, добиваясь не устойчивости работы системы, а максимизации прибыли. Вместо модернизации инфраструктуры ГТС и вложения средств в её обслуживание украинские газовые «короли» и «принцессы» состязались в изобретении схем отмывки денег с газовых контрактов и перепродажи получаемого по льготной цене российского газа европейцам.

В результате год от года украинская газотранспортная система приходила в упадок.

* * *

Чтобы понять, кто стоит за противодействием бесперебойному транзиту российского газа, следует вернуться ко временам К.Аденауэра, правительство которого заблокировало газовый контракт с СССР, сославшись на «угрозу безопасности германских союзников». С той же проблемой столкнулось правительство В.Брандта, на которое оказывал мощнейшее давление Вашингтон. «Американцы, - вспоминает бывший член правления Exxon Corporation О.В. фон Амеронген, - испытывали просто панический страх перед перспективой взаимозависимости немцев, их союзников по НАТО, и русских, потенциальных противников. Аргументы были иногда совершенно абсурдными. На полном серьезе утверждалось, например, что в случае военных действий трубопроводы из СССР на Запад могли бы обеспечить снабжение советской армии горючим. Представьте себе: заправлять русские танки прямо из газопроводов!»

До 2005 года Украина получала газ от России по долгосрочному контракту с фиксированной льготной ценой 50 долл. за 1000 куб. м. При этом оплата транзита в Европу осуществлялась в форме дополнительных объёмов данного топлива для нужд Украины. После прихода к власти американского ставленника В.Ющенко Киев потребовал перехода на коммерческие цены как поставляемого газа, так и транзита. Для украинской экономики это обернулось колоссальными потерями, поскольку цены на газ, даже с учётом скидки, подскочили сразу в три раза.

Однако это было ещё не всё. Незадолго до «оранжевой революции» предшественник Виктора Ющенко Леонид Кучма договорился с Москвой о сохранении фантастически низкой цены на газ в обмен на создание российско-украинского консорциума на базе ГТС. Ющенко, придя к власти, объявил эти договорённости – под влиянием Вашингтона - «предательством национальных интересов». Газотранспортная система осталась без модернизации. 

* * *

В условиях, когда российский экспорт газа в Европу оказался полностью зависим от недружелюбного Москве украинского руководства, было принято решение о прокладке маршрутов поставок газа в обход Украины. После сооружения «Северного потока» поставки через Украину существенно снизились. Если в год начала прокачки газа по этому газопроводу (2011 г.) транзит через Украину составлял 101 млрд. куб. м, то уже в 2012 г. он упал до 84,3, а в 2014 г. - и вовсе до 58,8 млрд. 

Украинская ГТС при соответствующей модернизации могла бы гарантированно обеспечить Европу «голубым топливом», и в 2010-11 гг., несмотря на проектирование «Южного потока» в обход украинской территории, начались новые переговоры об объединении «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» в вопросе эксплуатации газотранспортной системы. Достигнутые В.Путиным и В.Януковичем договорённости могли позволить, как того желала Европа, отказаться от строительства нового газопровода и после создания трёхстороннего («Газпром», Украина и ЕС) консорциума и модернизации украинской ГТС, на которую российская сторона выделяла 4,5 млрд. долл., сохранить за Украиной роль главного газового транзитёра. Однако после февральского (2014 г.) государственного переворота в Киеве этот вопрос  был окончательно закрыт. А пришедшие к власти на волне переворота политические группировки, всеми силами протестовавшие против газотранспортного консорциума с Россией, немедленно приняли решение о возможности его создания с участием… США.

Установление на Украине националистической диктатуры, враждебной России, привело к тому, что «Газпром» окончательно заявил об отказе от транзита газа через Украину после постройки южного газотранспортного маршрута через Чёрное море. 

Украинскому газовому транзиту недостаёт не только политической безопасности. С каждым годом возрастают угрозы технической безопасности. На востоке страны завтра могут перестать стрелять, но средств для поддержания ГТС в рабочем состоянии, для проведения необходимых регламентных, ремонтных, профилактических работ у Киева нет. Еще в 2007 году после случившихся тогда двух аварий на газопроводе Уренгой - Помары - Ужгород координатор группы экспертов по выполнению Энергетического меморандума между Украиной и Евросоюзом Александр Тодийчук назвал причиной такого учащения аварий на украинских газопроводах их изношенность. Он потребовал немедленного «создания программы модернизации газотранзитной системы и обеспечения гарантий надёжности её эксплуатации». Однако денег у Украины на это не нашлось. ГТС продолжила ветшать. Последняя авария на злополучном газопроводе произошла год назад, причём на взорвавшемся участке длиной 30 метров уже имелись 11 заплат.

По истечении в 2019 г. действующих контрактов на транзит российского газа через Украину гигантская система трубопроводов и газовых хранилищ, построенная Советским Союзом и оценивавшаяся в разное время суммами от 4 до 200 млрд. долл., может превратиться в груду ненужного металлолома.