Укро́п (лат. Anéthum) монотипный род короткоживущих однолетних травянистых растений семейства зонтичных. Единственный вид — укроп паху́чий, или укроп огоро́дный (Anethum graveolens). «Укропную воду применяют с целью улучшения функции кишечника и выведения газов из него, преимущественно у новорожденных. Вода укропная не лечит колик, но она способна значительно облегчить состояние малыша в этот период».
(Из инструкции по применению)
Как вы яхту назовёте, так она и поплывет. Присваивать себе тотемные имена из живой и неживой природы, окружать себя и противника символами, в концентрированном виде несущими некую сверх-идею, - манера, издавна сопутствующая многим вооруженным конфликтам на земле, особенно если они носят характер массового гражданского противостояния. Схема обычно простая: демонизация противника («они» - стервятники, змеи, шакалы, насекомые и сорняки, существ с такими качествами и убивать легче) и возвеличивание себя («мы» - орлы, львы, тигры, кавалеры алой розы, от нас исходят сила и благородство). Однако майданная революция на Украине, ломая все каноны, сама идентифицировала себя с низменной частью этого фитобестиария, осознанно или неосознанно выразив тем самым собственную природу.
«Беркутов» и «медведей» украинская революция отвергает, у нее свои герои. Обезьяньи прыжки, призванные вызвать транс у майданной массовки, безусловно, отсылают к поведению бандерлогов из киплинговской «Книги джунглей», кто бы первый ни подметил это сходство. «Волчий крюк» выдает стремление наносить удары исподтишка, уподобление киборгам – это указание на нечеловеческое начало и механизированность сознания, готового выполнить любую команду. А с некоторых пор над всем этим в качестве основного символа «революционных сил» вознеслась огородная культура укропа, с которым главным образом ассоциируются приготовление борща (скрытая подсознательная ориентация украинского сознания?), изготовление солёных огурцов на закуску и ослабление газовых колик у детей (младореволюционеров?). Попробовать выразить через укроп какую-то государственную сверх-идею – дело безнадёжное. А повсеместное распространение изображения этого огородного растения, приобретающее характер эпидемии (укроп можно видеть и на шевронах главнокомандующего, и на отличительных знаках армейских подразделений), у многих жителей Украины вызывает уже не наигранную веселость, а откровенное недоумение: что вы нам на этот раз придумали?
Правда, отобранный в качестве главного символа революционности укроп (видимо, не только из-за своих гастрономических качеств, но и благодаря близости к этнониму «украинцы») имеет и иное символическое значение. Оно восходит к запискам Плиния, в которых сообщается, что у змеи резко улучшается зрение после того, как она отведает это растение. Венки из укропа использовались в ритуалах, посвящённых верховному фригийскому и фракийскому идолу Сабазию, атрибутом которого также была змея. Вопрос о том, куда ползёт эта змея или куда клонится укроп, тоже интересен. Первоначально «укропами» называли обитателей майдана, когда в центре Киева митингующие вскопали огород и посадили там зелень. При президенте Викторе Януковиче это было сокращённое обозначение «украинского оппозиционера», плавно превратившегося потом в «украинского патриота».
Президент Порошенко посчитал этот образ вполне «домашним» и приемлемым для раскрутки, не заморачиваясь, очевидно, по поводу места укропа в пищевой цепи. Однако его политический оппонент Коломойский почему-то еще больше увлекся этой борщевой мистикой и решил перехватить выигрышную, по его мнению, идею укропа у своего соперника. Придуманного им словосочетания – оксюморона «жидобандера» – ему уже было мало, а может быть, оно не понравилось кому-то из влиятельных евреев, чьи родственники были замучены бандеровцами. Вообще, политическая жизнь на Украине – что-то среднее между «Свадьбой в Малиновке» и «Хождением по мукам», а посередине еще приютилось днепропетровское Гуляй-поле, где вместо батьки Махно всем заправляет «бенька» Коломойский, хотя формально и переставший быть губернатором. Какой-то бесконечный трагифарс.
В июне с. г. Министерство юстиции Украины зарегистрировало партию «Украинское объединение патриотов — Укроп». В качестве отцов-основателей УКРОПа выступили Коломойский, его бывший заместитель по Днепропетровской облгосадминистрации Геннадий Корбан, депутат Рады Борис Филатов, лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош и пресс-секретарь «Правого сектора» Борислав Береза. «Полезным украинцем» в этой ультрапатриотической тусовке является, кажется, один Ярош. Лидеры «Украинского объединения патриотов» – это, по сути, верхушка днепропетровского ХАБАДа. Впрочем, они с таким же успехом могли бы организовать и местную ячейку «Хизб-ут-Тахрир», если бы это приносило деньги и власть.
Как не вспомнить тут известное высказывание Льва Толстого о том, что «патриотизм является последним прибежищем негодяя». Эти слова часто трактуют совершенно превратно как отрицание патриотических чувств, хотя русскому офицеру автору «Войны и мира» и «Севастопольских рассказов» в патриотизме отказать невозможно. Смысл фразы Толстого в другом: не так уж редко законченные негодяи, перебрав все мыслимые маски и обличья, обряжаются в патриотов.
Первая проба сил УКРОПа состоялась недавно на довыборах в Раду в Чернигове. И здесь в полном соответствии с избранной символикой современный украинский фитобестиарий развернулся во всей красе. Даже такой циник, как Арсен Аваков, написал в своем «Фейсбуке», что происходившее в Чернигове было не выборами, а паноптикумом позора, всего того мерзкого и грязного, что накопилось за последнее двадцатилетие. Представлявший УКРОП Г. Корбут завешал весь город изображениями одноименного растения, а его помощники раздавали на всех углах продовольственные наборы и сулили хорошие по местным понятиям деньги за «правильное голосование». Черниговцы даже прозвали Корбута не укропом, а гречкой, поскольку именно этот продукт преобладал в раздававшихся от его имени пайках. «Тонким ходом» укроповцев было завешивание плакатов их основного конкурента – представителя президентской партии С. Березенко, который и сам без счета тратил казённые деньги на прямой подкуп избирателей, включая бесплатный розлив пива и штамповку плакатов с изображениями своего противника в виде редиски (что в хорошо узнаваемом украинцами советском кинофольклоре означает «нехорошего человека»). Озверевшие от укропа и редиски местные жители в конце концов стали вывешивать собственные лозунги с надписью: «Хрен вам!» Попутно там же на стороне порошенковцев отметился ищущий общеукраинской популярности в своих премьерских амбициях Саакашвили, обозвавший соперников «накачанными ублюдками» и окончательно превративший черниговские выборы в балаган на огороде. Победил порошенковец Березенко с 11,5 % голосов от числа зарегистрированных избирателей. Такой результат лучше любых слов говорит о том, насколько население устало от всех этих поваров, стряпающих «украинский борщ». А собственный рейтинг Порошенко составляет сейчас всего 15 % по сравнению с 54,7 %, проголосовавших за него на президентских выборах.
Однако не таков повелитель УКРОПа Коломойский, чтобы сдаться после черниговской «кулинарной пробы». Руководство его партии вскоре выступило с крайне воинственным заявлением по поводу одобрения Конституционным судом робких поправок в конституцию, направленных на внесение в государственное устройство Украины элементов децентрализации. "Конституционный суд сработал в лучших традициях времен Януковича – не увидел угрозы территориальной целостности Украины, нарушений прав и свобод человека в документе, от которого веет духом диктаторских законов 16 января, - считают укроповцы. - Вернуться к рассмотрению изменений в конституцию можно будет только после победы в войне». Итак, уничтожающая борьба за повсеместное культивирование на Украине такого вот укропа продолжается.
…Вспоминается Шекспир. Когда король Лир обезумел, он, помнится, занялся сбором именно укропа. Эдгар, сын графа Глостера: «Мы на утесе. Смирно стой. Как страшно и жутко кинуть взгляд в такую бездну! Вороны, галки, что под нами вьются, с жука величиною. Над обрывом, меж дном и нами человек повиснул и рвёт укроп – ужасное занятье!» (У. Шекспир. «Король Лир» в переводе А.В. Дружинина). Метафорический смысл этого отрывка, где причудливым образом слились вместе и колорадские жуки, и укроп, состоит в том, что не разглядевший, кто из близких ему людей действительно дорожит им, и поддавшийся льстивым и лживым речам вечный Король Лир обречен на безумие, в котором едва ли не самой дикой чертой явилось пристрастие к сбору никчемного укропа. Обезумевший король Лир – это ли не образ современной Украины?
Вот такие историко-символические и художественные параллели…