Поток беженцев расколол Сербию

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Волна мигрантов из Сирии, Ирака, Ливии, Афганистана и других стран, захлёстывающая Европу, поначалу было обошла земли бывшей Югославии стороной. Пришельцы с Востока рвались в Италию и Грецию, но когда обе эти страны начали укреплять границы, поток пошёл в другое русло. Возникло венгерское направление, а проникать в страну мадьяр арабы, афганцы и другие стали через Македонию и Сербию. К моменту, когда сербы оправились от первого шока, количество мигрантов, пересекающих сербско-македонскую границу, достигало уже 3 тысяч человек ежедневно и продолжало расти.

Нельзя сказать, что с нелегалами из Сирии, Афганистана, Ирака и т.д. Сербия не сталкивалась и ранее. СМИ периодически сообщали о задержании небольших групп мигрантов, их депортации либо размещении в специальных центрах в Сьенице и Прешеве. Однако прежде их было немного, инциденты имели одиночный характер. С конца же весны сего года напор миграционной волны стал таким мощным, что буквально расколол сербское общество.

Несколько упрощая, можно сказать, что сложились две точки зрения. Первая и менее распространённая гласит, что Сербия должна всех принимать и всем помогать: таким образом страна докажет свою приверженность к европейским ценностям и отсутствие национальных предрассудков. Сторонники этой точки зрения напоминают о сотнях тысяч сербов, которые были изгнаны из Хорватии, Боснии и Герцеговины, Косова и Метохии и которые разместились в Сербии. Противоположная точка зрения, гораздо более распространённая, заключается в том, что размещать беженцев на своей территории Сербия не должна. Те, кто так считают, требуют решительного ужесточения миграционной политики. Самое большое, что Сербия должна, — обеспечить проезд беженцев до венгерской границы. Сторонники этого взгляда резонно указывают на опасность исламизации Сербии и на экономические проблемы страны, не позволяющие содержать пришлых. И тоже напоминают о сербских беженцах из стран бывшей Югославии, часть которых до сих пор живёт в центрах для беженцев и перемещенных лиц. 

Особенно противники размещения беженцев в Сербии обращают внимание на тот факт, что подавляющее большинство чужаков составляют молодые, крепкие мужчины призывного возраста. Кто поручится, что это не боевики «Исламского государства», которые растекаются по Сербии в ожидании приказа о наступлении часа икс? 

Заметим, что за неограниченный приём беженцев в Сербии энергично ратуют активисты НПО, кормящиеся за счёт грантов из ЕС и США. Заодно с ними выступают и те, для кого присутствие больших масс беженцев в Сербии стало источником дохода. Оказывается, что сирийцы, ливийцы, афганцы, попадающие в Сербию, - люди не бедствующие. 12 августа директор Центра защиты и помощи беженцам Радош Джурович сообщил, что направляющиеся в Евросоюз беженцы уже оставили в Сербии десятки миллионов евро (!). По его данным, среднестатический беженец тратит 30 евро за место в хостеле или отеле, 10 евро на еду и воду. Порядка 210 евро стоит проезд от Прешева (юго-восток Сербии) до Суботицы (близ границы с Венгрией). Джурович говорит, что в большинстве своём эти деньги уходят в теневую экономику. 

Ситуация обостряется и сообщениями о планах, которые вынашивает в отношении Сербии Брюссель. Глава комиссии по обороне и безопасности в Скупщине Сербии Момир Стоянович заявил, что ЕС планирует строительство специального центра для приёма нелегальных мигрантов на 400 тысяч человек в одной из стран юга Европы, и, вполне возможно, что такой страной будет Сербия. Еврокомиссия действительно заявила о необходимости разместить 400 000 беженцев в одной из стран Юго-Восточной Европы. Страну еврокомиссары не назвали, но сербский премьер Александр Вучич поторопился объявить, что Сербия обязательно разместит у себя определенное количество беженцев. Что, мол, в этом смысле Сербия более европейская страна, чем некоторые страны-члены ЕС (?!).  Правда, когда 31 августа Австрия заявила, что введет контроль на границе с Венгрией и будет препятствовать наплыву мигрантов, Вучичу пришлось несколько сменить тон.  

У общественности и журналистов вызывает острое недовольство, что власти скрывают данные о количестве беженцев: и тех, которые уже находятся в Сербии, и тех, которых планируется принять. В СМИ фигурируют огромные цифры, официальные лица их опровергают, но назвать точное количество беженцев упорно отказываются.

31 августа сербская полиция запретила митинг против приёма беженцев, разрешив, однако, аналогичное мероприятие в их поддержку. Митинг тех, кто «против», должен был пройти под названием «Протест против плана ЕС поселить 400 000 мигрантов в Сербии», его организаторами выступили движения «Образ» и «СНП Наши». Разрешённый митинг в поддержку беженцев собрал около полусотни человек из неправительственной организации «Инициатива молодёжи за права человека» и прошел на площади Республики в центре столицы, но результатом было лишь то, что двойные стандарты властей в подходе к столь болезненной проблеме вызвали новый всплеск недовольства. 

Движение беженцев через Грецию, Македонию и Сербию СМИ уже назвали «балканским маршрутом». По данным Детского Фонда Организации Объединённых Наций (ЮНИСЕФ), только треть беженцев, идущих по «балканскому маршруту», — женщины и дети. Остальные — это молодые мужчины. Согласно данным МВД Македонии, 80 % этого контингента являются выходцами из Сирии, 5% процентов — из Афганистана, еще 5% процентов — из Ирака. Остальные из Эфиопии, Эритреи, Ливии. С июня только на пограничном пункте Гевгелия на македонско-греческой границе были зарегистрированы более 52 тысяч мигрантов. По оценкам ЮНИСЕФ, ещё столько же людей могли пересечь границу без регистрации. А многие журналисты уверяют, что и эти предположительные цифры сильно занижены.

…Назревает коллизия. Беженцы идут и идут. Какое-то их количество сразу оседает в Сербии, особенно на юге, в районах, граничащих с Косовом и населённых албанцами. К ним добавляются те, кто не ушёл через границу в Венгрию и  тоже остался в Сербии — без работы и малейшей перспективы её получить. Недовольство коренных жителей тем, что страну наводняют толпы мусульман без занятий и с неопределёнными намерениями, растёт. А власти продолжают заверять Брюссель в своей готовности предоставить Сербию для размещения всех новоприбывших. Можно только гадать, во что это выльется.