Каталонский сепаратизм относится к числу тех явлений в европейской политике, от которых не заслонишься ни политкорретными заявлениями, ни угрозами добивающимся независимости каталонцам исключить их из зоны евро, а то и из ЕС, ни манёврами ведущих лидеров западного мира. Исторически обусловленная тяга каталонцев к независимости существует уже не одно столетие….
11 сентября 2015 года, в традиционно отмечаемый Национальный день Каталонии (Diada Nacional de Catalunya), на улицы Барселоны под лозунгами «Прощай, Испания!», «Построим новую страну» вышли почти 1,5 млн человек. Этот день жители Каталонии (автономного сообщества Испании) отмечают давно. 11 сентября 1714 года, на заключительном этапе династической войны за испанское наследство, осажденная Барселона пала после 10-месячной осады войсками испанского короля Филиппа V, поддерживаемого французами. С самостоятельностью Каталонии было покончено.
А 27 сентября в Каталонии предстоят выборы в её парламент, которые каталонские власти называют «плебисцитарными». Фактически это будет голосование «за» или «против» независимости Каталонии, хотя испанские власти плебисцитарный характер выборов решительно отрицают. В случае победы и получения абсолютного большинства в парламенте сторонники независимости планируют начать процесс отделения — сформировать государственные институты, принять конституцию и в течение 18 месяцев провозгласить политическую самостоятельность.
* * *
Каталония появилась на карте Европы благодаря колонистам из Окситании (современной Южной Франции). У каталонцев свой язык, который мало похож на испанский и очень похож на французский. В 1932 году Каталония добилась признания своей автономии республиканским правительством. В годы гражданской войны в Испании Барселона была верным союзником республики и ее главной промышленной базой. Франко после своей победы отменил автономию Каталонии и запретил публичное использование каталонского языка. Около полумиллиона каталонцев бежали от фашистской диктатуры во Францию.
В 1979 году Каталония вновь обрела статус автономии. В экономическом плане это одна из самых высокоразвитых областей Испании. По уровню ВВП на душу населения (более 30 тыс. евро!) Каталония находится в одном ряду с Великобританией и Австрией, но каждый год правительство Каталонии отдает Мадриду на 16 млрд. евро больше, чем оно тратит само.
После региональных выборов в ноябре 2012 года, по результатам которых абсолютное большинство в каталонском парламенте составили депутаты партий - сторонников независимости, парламент 23 января 2013 года провозгласил Декларацию о суверенитете. На ноябрь 2014 года был запланирован референдум об отделении, но Конституционный суд Испании референдум отменил. Тогда Барселона провела опрос о политическом будущем Каталонии, на котором 80,8 % проголосовавших высказались на независимость.
В середине июля 2015 года премьер-министр Испании Мариано Рахой заявил, что «каталонской независимости не будет». В ответ на это глава правительства Каталонии Артур Мас подписал указ о проведении 27 сентября 2015 года досрочных выборов, которые фактически и станут голосованием о независимости Каталонии от Испании.
Сторонники независимости идут на выборы в составе коалиции Junts pel Si («Вместе за "да"»). Помимо «Левых республиканцев Каталонии» (ERC) и Демократической конвергенции Каталонии (CDC), которую возглавляет сам Артур Мас, в нее вошли общественные организации «Каталонская национальная ассамблея» и Omnium Cultural. За независимость выступает также партия «Кандидатура народного единства» (CUP), идущая на выборы собственным списком.
Junts pel Si и CUP подписали дорожную карту по достижению независимости. Их коалиция, согласно данным опроса социологического института Metroscopia, может рассчитывать на 76-78 мест в парламенте, тогда как для абсолютного большинства необходимы 68 мандатов. Любопытно, что выступающая за сохранение территориальной целостности Испании коалиция Catalunya Si que es Pot («Каталония, да, это возможно»), куда входит в том числе популярная ныне партия Podemos, может получить только 14 мест. А правящая в Испании Народная партия с 10 мандатами находится и вовсе в конце списка.
* * *
«Важной задачей для нового правительства (в условиях обретения независимости. – В.Н.) станет создание государственных структур, которые будут успешно выполнять свою работу и заменят испанские структуры: налоговое управление, например, которое уже работало последние полтора года, или социальное обеспечение, или центральный банк», - заявил в интервью изданию Financial Times глава правительства Каталонии Артур Мас.
По его словам, новое правительство будет включать впервые в истории министра, ответственного за внешние связи, задачей которого будет создание дипломатической службы Каталонии. Правительство также начнет подготовку конституции и подготовит проект будущих вооруженных сил независимой Каталонии. При этом Артур Мас и его консервативная партия Convergencia Democratica ("Демократическая конвергенция") считают, что независимая Каталония должна остаться членом НАТО, тогда как во входящем в коалицию Junts pel Si левоцентристском движении Esquerra Republicana ("Левые республиканцы") преобладают другие настроения.
Предполагается, что в переходный к независимости период новое каталонское правительство попытается убедить Евросоюз «автоматически» распространить на Каталонию, как бывшую часть Испании, членство в ЕС. Однако в Еврокомиссии иного мнения. «Если часть территории государства-члена становится независимым государством, договоры к данной территории более не применимы. Новый независимый регион де-факто становится третьей страной в отношениях с Европейским союзом и может лишь претендовать на членство в нем», - пояснил 19 сентября на пресс-конференции пресс-секретарь президента Европейской комиссии Жан-Клода Юнкера Маргаритис Шинас (при таком подходе вето любой страны достаточно, чтобы заблокировать вхождение Каталонии в ЕС). Однако пресс-секретарь главы Еврокомиссии уклонился от ответа на вопрос, произойдет ли выход независимой Каталонии из ЕС автоматически. Видно, соответствующих правовых норм на этот счет у Евросоюза нет.
Надо также отметить позицию по этому вопросу ведущих западных лидеров. Барак Обама, Ангела Меркель, Дэвид Кэмерон уже высказались в той или иной форме против независимости Каталонии. Мадрид со своей стороны принимает меры, чтобы не допустить признания выборов в качестве плебисцита, используя для этого Конституционный суд. Правящая Народная партия внесла на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект, позволяющий применять меры против нарушивших постановления суда. Наказание предусматривает штраф от 3 тыс. до 30 тыс. евро и отстранение от должности.
По словам Артура Маса, действия Мадрида заставляют вспомнить 1930-е годы, когда установилась диктатура Франко. «Это действительно напоминает 1930-е годы. Нет ни верховенства закона, ни демократических принципов…» - говорит глава Каталонии.
Однако главным препятствием на пути Каталонии к независимости является позиция крупного капитала. Руководители двух крупнейших каталонских банков, входящих в элитную пятерку финансовых организаций Испании, Исидро Файне (Caixa Bank) и Хосеп Олиу (Banco Sabadell) 20 сентября заявили, что не поддерживают идею независимости. Финансисты угрожают оставить промышленность Каталонии без дешевых кредитов, что вызовет сокращение производства и рост безработицы. Исидро Файне является еще и главой Испанской конфедерации сберегательных касс, а Хосеп Олиу входит в совет директоров Испанской ассоциации банков. Заявление двух ведущих банкиров — это демонстрация позиции всего банковского сектора Испании.
Вслед за банкирами выступил «Круг предпринимателей», ассоциация, в которую входят важнейшие предприятия страны. Крупный бизнес призвал каталонцев «не поддаваться иллюзиям, голосовать за единство государства и не направлять свой регион туда, откуда крайне трудно будет вернуться». Учитывая вековую зависимость испанской буржуазии от мировых финансовых центров, удивляться такой позиции не приходится. Со своей стороны сторонники независимости в ответ на выступление банкиров запустили в социальной сети Twitter акцию, призывающую к бойкоту банка Исидро Файне. Артур Мас также не поддался на шантаж, призвав избирателей «не бояться трудностей, голосовать за независимое будущее».
Затем 21 сентября последовало заявление главы Банка Испании Луиса Мария Линде, который предупредил, что если Каталония отделится, она будет автоматически исключена из еврозоны, а её банки не смогут использовать ресурсы ЕЦБ. «Существует риск», пригрозил банкир, что активы в испанских банках будут заморожены, как это произошло в Греции в конце июня. Отчётливо прозвучала и угроза из Лондона. «Каталонии придётся занять место в конце очереди, позади всех стран, подающих заявление на вступление в Евросоюз», — предостерёг Дэвид Кэмерон. (Британский премьер почему-то не подумал, что каталонцы, глядя на осаждаемый беженцами Евросоюз, могут и пренебречь существованием такой очереди).
* * *
…Перед голосованием 27 сентября главный тренер знаменитого футбольного клуба «Барселона» (ныне наставник мюнхенской «Баварии») Хосеп Гвардиола категоричен: «Рано или поздно Каталония будет независимой. Пути назад нет. И то, что последует за этим, будет полезным для всех. Испания и Каталония будут лучше». Декан экономического факультета Барселонского университета Элисенда Палусье приводит аргументы: на долю Каталонии приходится 19% ВВП Испании, 20% налоговых сборов и 26% испанского экспорта, а получает она только 11% государственных расходов. «Совершенно ясно, что отделение пошло бы Каталонии на пользу». Это экономический аспект проблемы, он действительно достаточно ясен, но есть и другой аспект, более важный: каталонцы не считают и никогда не будут считать себя испанцами. Наверное, в этом они в чём-то похожи на русских Донбасса, которых уже не превратишь в украинцев.