Выступая 6 октября на пресс-конференции в Брюсселе, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган исторг угрозы в адрес Москвы по поводу нарушения российскими самолётами воздушного пространства Турции. Он заявил, что «нарушение воздушного пространства Турции не останется без ответа и атака на Турцию означает атаку на НАТО». В довершение он пригрозил, что «Россия может потерять такого верного друга, как Турция».
Судя по тому, что МИД РФ не стал комментировать выступление Эрдогана отдельно, всерьёз его не восприняли. Хотя кто-то, наверное, мог бы здесь поупражняться, выясняя, что означает «не останется без ответа». Дадут турецким истребителям приказ нарушить российское воздушное пространство? Или, если непреднамеренное нарушение воздушного пространства означает «атаку на НАТО», нужно ли ждать в следующий раз третьей мировой войны? И что значит «Москва потеряет друга» - российским туристам запретят отдыхать в Турции?
Думается, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, известная умением бить не в бровь, а в глаз, могла бы сказать в этом случае примерно следующее. Нервозное поведение Эрдогана заставляет вспомнить о русской поговорке «На воре шапка горит». Он является активным организатором заговора Турции, Саудовской Аравии и Катара против Сирии, и этот заговор начинает трещать по швам. Управляемый монстр «Исламское государство» (ИГ), который должен был расчистить от иранского и российского влияния Ближний Восток, оказался в тяжёлой военной ситуации. Эта ситуация и дальше продолжает меняться не в его пользу. Чем это может обернуться для Турции и её нынешнего президента, предсказать нетрудно.
Во-первых, будет скомпрометирована ставка турецкого правительства на вмешательство в сирийские дела с целью свержения Башара Асада.
Во-вторых, значительная часть боевиков ИГ, если их вытеснят из Сирии, найдет прибежище в Турции. Последствия такого «переселения» достаточно очевидны.
В-третьих, не сегодня-завтра в Ираке и Сирии могут возникнуть республики курдов, имеющие сильнейшее влияние на турецкую часть своих соотечественников.
В-четвертых, бумеранг с беженцами, который Эрдоган с таким удовольствием запустил в Европу, вернется к нему с приветом от Меркель и Олланда. В случае завершения войны в Сирии у этих европейских лидеров появится возможность вполне легально возвращать беженцев на родину, и те снова пойдут через Турцию.
О таких «мелочах», как потеря кланом Эрдогана доходов от нефти, которой торгуют боевики ИГ, от поборов беженцев, стремящихся в Европу и прочего можно на этом общем фоне даже не упоминать.
Главное же, чего опасаются адепты неоосманизма в Анкаре, это то, что с победой сирийской правительственной армии рухнут и планы превращения Турции в региональную сверхдержаву. Вместо того чтобы диктовать правила игры соседям, Турция столкнется с тем, что рядом с ней Россия и Иран будут помогать Сирии восстанавливать разрушенное войной хозяйство и выстраивать совершенно новый Ближний Восток.
Надо понимать, что по этим же причинам победа над «Исламским государством» не нужна не только Турции. Она не нужна ни НАТО, ни Израилю. Отсюда и такой крик. Все в один голос трубят о том, что Россия делает в Сирии «большую ошибку», а более 50 религиозных авторитетов Саудовской Аравии призвали мусульман всего мира «оказать моральную, материальную, политическую и военную» поддержку джихаду против России, Ирана и сирийских властей. «Святые воины Сирии защищают весь исламский мир. Доверьтесь им и поддерживайте их», — призвали авторы этого документа. Видимо, они не откажут этим «святым воинам» в приюте, если те вернутся с войны ни с чем.
Позицию Саудовской Аравии по сирийскому вопросу 29 сентября огласил глава саудовского МИД Адель аль-Джубейр. Он заявил, что президент Сирии Башар Асад должен покинуть свой пост, в противном случае он будет отстранен от власти насильно. При этом Эр-Рияд отклонил призывы России сформировать международную коалицию для помощи Асаду в борьбе с ИГ.
Первые же удары российских ВКС по «Исламскому государству» обнажили суть новой ситуации: все, кто вскармливали этого монстра, вооружали его, устраивали театрально-декоративные бомбардировки, спекулировали награбленной боевиками ИГ нефтью и вешали мировой общественности на уши лапшу о «борьбе с мировым терроризмом», начали сбиваться в стаю. В конечном счёте это лишь укрепит взаимодействие Сирии, Ирана и России.