Наступление сирийских правительственных войск при поддержке российских ВКС уже три недели остаётся главной мировой новостью. Успехи сирийской армии, естественно, рождают волны комментариев, разобраться в которых не всегда просто. Наступление из района Алеппо на юго-запад должно привести, как соглашаются военные аналитики, к соединению северной группы правительственных войск с основным фронтом, к снятию блокады с Алеппо, второго города страны, и с крупной базы Кувейрис. Продвижение здесь почти на сто километров, взятие под полный контроль господствующей высоты горы Аззан — свидетельства побед правительственных войск на северном фронте. Ожидаемое взятие крупного населенного пункта, транспортного узла Аль-Хадера даст шанс на соединение «северян» и «южан» в провинции Хама.
Наступление сирийской армии в долине Аль-Габ даёт в перспективе выход к турецкой границе, изоляцию и окружение противника в провинции Идлиб. На дамасском направлении, где крупный анклав в районе Хомса нависает над коммуникациями правительственной армии и постоянно напоминает, что именно здесь начались события, которые привели к гражданской войне, армия предпринимает попытку расчленения анклава надвое. В восточных пригородах Дамаска у боевиков отбиты несколько кварталов, здесь «Исламское государство» (ИГ) и «Фронт ан-Нусра» только обороняются, перейдя к тактике «блуждающих миномётов».
Враги Сирии раздувают пропагандистский тезис о том, что Россия ввязалась в войну на стороне шиитов, которых среди мусульман всего 10-15%. Это ложь. Россия не «за шиитов», различия толков в исламе для неё вообще не имеют значения, и даже те монархи стран Персидского залива, которые запальчиво твердят «или мы – или Асад», скоро убедятся: защищая одно из арабских государств от угрозы его расчленения, Россия защищает идею арабской государственности как таковой. Поддержка линии Москвы президентом суннитского Египта, большинством палестинцев-суннитов, курдов — первые ласточки, несущие правду о миссии России на Ближнем Востоке.
Говоря о перехвате сирийской армией стратегической инициативы, нельзя не отметить, что и репортажи телекомпаний разных стран, и передвижение линий фронтов на картах говорят о значительном подъеме морального духа сирийской армии. Это особенно важно потому, что страна, её политическое руководство, армия уже длительное время являются объектом мощного морально-политического давления. Наверное, сложно припомнить другой случай столь полного объединения информационных усилий ведущих стран Евросоюза, США, арабских монархий залива, Турции для достижения одной разрушительной цели - свержения Башара Асада.
Некоторое представление о накале этой кампании даёт история с сирийским химическим оружием. Сейчас о ней не часто вспоминают, но ведь США были тогда в шаге от вторжения в Сирию. И что важно, общественное мнение США готово было поддержать интервенцию. Это ещё раз позволяет оценить успешность проведенной американцами информационной подготовки: после двух войн, в Афганистане и Ираке, после резкой критики с разных сторон их организатора Буша и, казалось, приобретенного американским обществом иммунитета от военных авантюр за рубежом это общество было вновь за войну – настолько успешно профессионалы информационных боёв раскрутили тему «химического оружия Асада».
Да, химическое оружие у Сирии было, но при активном содействии России Дамаск с замечательной выдержкой провёл операцию по его ликвидации. Под полным контролем ООН сирийское химоружие было вывезено из страны. И что? Снизило ли это хоть на градус накал антисирийской истерии?
А ведь тем и важна помощь России: Сирия получила в мире твёрдую точку моральной опоры. И это не могло не укрепить победный дух сирийской армии.
Многоопытный британский журналист Роберт Фиск, собственный корреспондент The Independent на Ближнем Востоке, рассуждает: «Все списали со счетов сирийскую армию, но давайте рассмотрим ситуацию еще раз… Хотя мировое сообщество продолжает негодовать по поводу бесцеремонного поведения России на Ближнем Востоке — она дерзко вмешалась в сирийский конфликт вместо того, чтобы позволить американцам решать, какие диктаторы должны жить, а какие умереть, — все мы забыли об одном институте на арабской земле, который продолжает действовать. Речь идет о сирийской армии… Ранее в этом году, как мы все помним, эту армию полностью списали со счетов, а правительство Башара аль-Асада, как нас убеждали, доживало свои последние дни… Но тут вмешался Владимир Путин со своим воздушным флотом и ракетами, и внезапно ситуация коренным образом изменилась. Пока мы негодовали по поводу того, что русские бомбят… «умеренную оппозицию» …мы совершенно не обращали внимания на то наступление, которое сами сирийцы начали против боевиков «Фронта ан-Нусра» под Алеппо и в долине реки Оронтес… Но самым невероятным событием стало то, что израильтяне, которые имеют привычку стрелять по сирийским и иранским военным на Голанских высотах, внезапно исчезли из воздушного пространства в этом районе… Если сирийская армия победит… она выйдет из текущей войны как самая безжалостная, испытанная и закаленная в боях арабская армия на всем Ближнем Востоке. И горе тем ее соседям, которые об этом забывают!»
Россия не просто помогла сирийским военным подавить доты боевиков ИГ, она показала Сирии, что та не одна в западном океане лжи и пропаганды. И сирийская армия воспрянула духом, о чём своевременно и напоминает наблюдательный британец.