Действия России в Сирии меняют состояние умов на Западе (I)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Резкий поворот в развитии событий в Сирии, вызванный началом в этой стране 30 сентября операции российских Воздушно-космических сил, производит сдвиг в общественном мнении на Западе. Это заметно даже в тех странах, которые, казалось, связаны с Соединёнными Штатами союзнически-вассальными отношениями. Например, страны Прибалтики.  

Не секрет, что именно Прибалтике стратеги США и НАТО отводят роль своего «непотопляемого авианосца». Территория Эстонии все больше напоминает одну большую военно-воздушную базу США, а власти Литвы и Латвии следят за этим процессом с плохо скрываемой завистью. Однако и тут стали раздаваться новые голоса. Пример тому – недавняя статья в одной из ведущих латвийских газет Neatkarigas Rita Avize, где в связи с событиями в Сирии был дан примечательный анализ корней кризиса на Ближнем Востоке. «Активно поддержав смену президента Сирии вооруженным путем, Турция и Саудовская Аравия увязли в неразрешимом конфликте, а анархия в Ираке и Сирии создала благоприятную почву для образования «Исламского государства», у боевиков которого при помощи элегантной схемы оказалось оружие США»,  - пишет латвийское издание. 

Есть признаки переосмысления сирийской ситуации и в Великобритании. Профессор права Университетского колледжа в Лондоне Филипп Сэндс в статье We need a Syria strategy, not half-baked reasons to drop bombs (The Financial Times) приходит к однозначному выводу о том, что у кабинета Дэвида Кэмерона попросту нет никакой стратегии в отношении Сирии. «Совет Безопасности ООН по сути дела прекратил функционировать по сирийскому вопросу, а посему от этого органа разрешения на британские бомбардировки мы не дождемся, - замечает Филипп Сэндс. -  В отличие от русских, заявляющих, что их пригласило законное сирийское правительство, и в отличие от Ирака, который попросил Британию о помощи, в Сирии нет такого органа, у которого Кэмерон попросил бы разрешение на нанесение ударов… Вместо того чтобы тратить время на сочинение безосновательных правовых оправданий для сбрасывания бомб, Кэмерону следует разработать соответствующую политику для урегулирования распространяющихся по региону конфликтов. Хочет он этого или нет, но ему придется взаимодействовать со всеми важными игроками в сложном сирийском конфликте, включая Россию, Иран, Турцию, курдов, Саудовскую Аравию и ее союзников». Кэмерону, считает профессор Сэндс,  «также придется смириться с тем, что Асад скорее всего будет принимать участие в поисках долговременного урегулирования». 

Угроза, которую несёт сирийский кризис для Европы, носит многоплановый характер, и наиболее чувствительным образом это проявляется в меняющемся отношении к беженцам.  Участники массовой манифестации, организованной в Дрездене (федеральная земля Саксония) движением PEGIDA («Европейцы-патриоты против исламизации Старого Света»), скандировали лозунги с призывом выдворить всех мигрантов из страны и отправить канцлера Ангелу Меркель в отставку. На плакатах, которые держали в руках участники манифестации, было написано: «Господин Путин, спаси нас!» А один из демонстрантов принес с собой самодельную виселицу, на которой было написано: «Зарезервировано» для Ангелы Меркель и вице-канцлера Зигмара Габриэля. Дрезденская Sachsische Zeitung подчеркивает, что 9 тысяч активистов движения PEGIDA и их сторонников призвали провести референдум о независимости Саксонии и выходе этой федеральной земли из состава Германии и Евросоюза.  И это тоже влияние происходящего в последние недели в Сирии!

Новые веяния можно обнаружить не только в СМИ, но и в правящих элитах Старого Света. Политики и дипломаты Германии или Франции, разумеется, никогда не признаются, что их смутили российские фронтовые бомбардировщики, штурмовые истребители и крылатые ракеты, выпущенные по террористам в Сирии с акватории Каспийского моря. Однако происходящее в кругу «нормандской четверки», когда Ангела Меркель и Франсуа Олланд фактически приняли сторону России в вопросах реализации минских договоренностей (за что были преданы анафеме национал-радикалами в Верховной раде Украины), говорит о многом. Уверенность, открытость и эффективность действий России в Сирии произвели бесспорное впечатление на Берлин и Париж. 

Интересно выглядела реакция на действия России в Сирии президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который внезапно в два раза увеличил свои запросы на закупку российского газа. Первоначально, в декабре 2014 года, стороны предполагали подписать соглашение по четырем ниткам газопровода общей мощностью 63 млрд кубометров газа в год. Потом отношения осложнились, и российский газовый гигант решил ограничиться одной ниткой мощностью 15,75 млрд кубометров в год.  А теперь уже Турция договаривается с Россией о двух нитках газопровода в Малую Азию на 32 млрд кубометров. «Надеемся, что в самое ближайшее время переговоры по межправсоглашению о строительстве «Турецкого потока» по дну Черного моря перейдут в предметную фазу», - заявил глава «Газпрома» Алексей Миллер.

Не только война есть продолжение политики другими средствами, как учил Клаузевиц, но и дозированное использование в геополитически чувствительной точке военной силы (в безукоризненно точно определённый момент)  меняет координаты мировой политики. Что мы сейчас и наблюдаем. 

Например, заявление премьер-министра Словакии Роберта Фицо о том, что его страна поддерживает военно-воздушную операцию России против террористов в Сирии, сразу же произвело сильнейший эффект. Deutsche Wirtschafts Nachrichten даже отметила, что речь идет о «бреши», пробитой во «фронте» НАТО, напомнив, что Словакия стала первой страной-членом Североатлантического альянса, поддержавшей Москву.

А ведь ничего революционного Роберт Фицо не высказал. Он лишь аккуратно отметил, что с точки зрения уничтожения террористической организации «Исламское государство» (ИГ) не представляет особой разницы, кто добьется в этом деле решающего успеха – Россия или США. А предложение словацкого премьера привлечь к урегулированию сирийского конфликта Башара Асада просигнализировало о сдвиге в умах западных политиков.

Шум, сопровождавший заявление Роберта Фицо, объясняется другим: словацкий премьер  публично поставил под сомнение тот сценарий, который разыгрывают в Сирии Соединённые Штаты, который предусматривает использование террористов для достижения геополитических целей Америки и обязательной составляющей которого до самого последнего момента была навязчивая, иррациональная, губительная для состояния международного права  установка на устранение от власти законного президента Сирии Башара Асада.

(Окончание следует)