В конце сентября на заседании Совета Безопасности ООН под председательством министра иностранных дел РФ С.В.Лаврова была рассмотрена концептуальная записка, направленная российской стороной на имя Генерального секретаря ООН и посвященная борьбе с террористической угрозой на Ближнем Востоке и в Северной Африке (1).
В концептуальной записке отмечается, что данный регион вступил в полосу нестабильности и конфликтности: обострились противоречия внутриполитического, социально-экономического, этноконфессионального, поколенческого и мировоззренческого порядка. Нависла угроза над единством, территориальной целостностью и независимостью ряда государств. Многие страны региона стали объектом террористической агрессии. К застарелым конфликтам добавились новые кризисы (2).
Ячейки «Исламского государства» (ИГ) создаются в Ливии, Афганистане, других странах. ИГ заявляет, что в его планах - захват Мекки, Медины, Иерусалима, распространение своей активности на Европу, Центральную и Юго-Восточную Азию, Россию (3). Ещё одно направление экспансии ИГ – Северо-Западная Африка, прежде всего Мали, Нигер, Чад, северные штаты Нигерии… Здесь местные террористические организации («Боко Харам» в Нигерии, «Аль-Каида Магриба в Мали») уже объявили себя частью ИГ…
Республику Мали раздирают в последние годы государственные перевороты, внутренние распри, агрессия исламистских террористических группировок, вмешательство Запада (французская военная операция «Серваль», миротворческая миссия ООН, интервенция Международного уголовного суда). Тем не менее в июне 2015 года удалось достичь некоторого прогресса в урегулировании разногласий между конфликтующими политическими силами в Мали. В рамках так называемого Алжирского мирного процесса Координационным советом движений Азавада и рядом других повстанческих группировок было подписано Соглашение о мире и примирении в Мали. Условия соглашения различными малийскими группировками в целом выполняются.
Гораздо большую тревогу вызывает возросшая активность пришлых террористических организаций, которые концентрируют свои удары на малийской армии и контингенте Миссии ООН. Особенно бесчинствуют боевики группировок «Ансар ад-Дин» и «Аль-Каида в странах исламского Магриба». Происходят регулярные нападения на подразделения армии, полиции, жандармерии. Не забывают террористы и грабить банки.
Увеличилось число нападений на миротворческие силы ООН (МИНУСМА) (4), включая как нападения на отдельных сотрудников или автоколонны, передвигающиеся по стране, так и ракетные обстрелы штаба миротворческих сил.
При этом если раньше нападения происходили в основном с северных территорий, на которые террористы были вытеснены в конце прошлого года, то сейчас нападающие действуют уже на всей территории страны. Это говорит об изменении тактики террористов, прибывающих в Мали из-за рубежа (о переходе на интенсивную партизанскую войну).
Продолжает гибнуть в Мали и гражданское население. В последнем докладе Генерального секретаря ООН приводится информация о том, что среди жертв есть дети, причём их число увеличивается (5). Сообщается и об участии детей практически во всех вооружённых группировках.
Ещё одним участником малийского конфликта стал Международный уголовный суд (МУС). Несмотря на то, что МУС расследует ситуацию в Мали уже почти три года, до сих пор не обнародовано ни одного ордера на арест.
Некоторым исключением стало дело руководителя группировки «Ансар ад-Дин» Ахмада аль-Махди, да и то ордер на его арест был обнародован лишь потому, что 26 сентября обвиняемый добровольно сдался Международному уголовному суду. Согласно обвинениям, содержащимся в ордере на арест, до 2012 года аль-Махди командовал бригадами «Хезбах» и принимал активное участие в бесчинствах в священном для мусульман городе Тимбукту (6), в частности в разрушении культурных памятников в этом городе (7).
В то же время такие тяжкие преступления, совершаемые в Мали, как массовые убийства и террор населения целой страны, пока не влекут никаких действий со стороны Международного уголовного суда. «Мировое сообщество» этих преступлений не замечает. Характерно, что в отличие, например, от ситуаций в Грузии или в Кот-д’Ивуаре, прокурор МУС не опубликовал материалов предварительного расследования ситуации в Мали. Какие ещё обвинения готовит МУС и готовит ли вообще, остаётся неизвестным. Такая секретность вызывает серьёзные подозрения того рода, что Международный уголовный суд может оказывать давление на правительство Мали, парализуя его решимость в борьбе с террористами «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» и другими выкормышами тех сил, которым служит сам МУС…