Предательский удар Турции в небе над Сирией по российскому самолету должен заставить нас посмотреть на некоторые вещи более трезвым взглядом. Прежде всего, это касается того, насколько искренней была фальшиво демонстрируемая турками готовность к «особой близости и партнерству» с Россией. Стремление к получению выгоды - это одно, а долгосрочная национальная стратегия – совсем другое. Сотрудничество нужно всем, и отвергать его не имеет никакого смысла, но если мы внимательно посмотрим на то, что лежит в основе политики нынешнего турецкого руководства, то поймем, что в произошедшем инциденте нет ничего случайного.
Можно ли объединиться на почве общих интересов борьбы со злом с теми, кто это зло и породил? Пантюркизм и неоосманизм вкупе с радикальным исламизмом, составляющие сегодня стержень государственной идеологии Турции, не могут быть ни нашими союзниками, ни нашими попутчиками. Анкара была и остается нацеленной не просто на покровительство над всеми частями бывшей Османской империи, но и на их постепенную реинтеграцию в свой состав, что ни в коей мере не отвечает жизненно важным интересам России. Чтобы это понять, достаточно ознакомиться с принадлежащей перу нынешнего турецкого премьера «Доктриной Давутоглу», последовательным приверженцем и проводником которой является и президент Эрдоган.
Известный американский геополитик-провокатор, президент частного разведывательно-аналитического агентства Stratfor Джордж Фридман в своей прогностической книге «Следующие сто лет» уверенно предсказывает: основными западными инструментами разрушения России в будущем будут Великая Польша и Великая Турция, которые, по его мнению, и вберут в себя значительные части российской территории.
Расчет на то, что в случае раскола Сирии можно будет поживиться некоторыми ее территориями, также во многом определяет поведение Анкары в сирийском вопросе. В данный момент турецкое руководство апеллирует к тому, что оно якобы защищает в северной части сирийской провинции Латакия интересы туркоманского этнического меньшинства, подвергающегося атакам правительственных войск и российской авиации. На самом деле эти люди, веками мирно уживавшиеся с арабами, сами превращены в инструмент великодержавной неоосманской политики Анкары. Всего туркоманов в Сирии отнюдь не 2 миллиона человек, как, нисколько не смущаясь, утверждают турецкие СМИ, а лишь около 100 тысяч. В своих горах особых проблем в отношениях с властью они не испытывали и довольно долго в ходе сирийской гражданской войны к восстанию не примыкали. Турецкая разведка MIT организовала их, вооружила и буквально вынудила выступить против Дамаска. Среди них немало кадровых военных – граждан Турции, как, например, тот, который хвастался, что это он расстрелял в воздухе выбросившегося с парашютом командира сбитого СУ-24 Олега Пешкова.
Утверждалось, что ВКС России бомбили «гуманитарную помощь» туркоманам. Однако, согласно турецкой печати, уже после того, как самолет был сбит, президент Эрдоган саркастически спросил: «Ну и что с того, что в этих принадлежащих MIT грузовиках было оружие?» Количество направленных в данную сирийскую местность из Турции транспортов с вооружениями, по подсчетам экспертов, исчисляется тысячами. Особую ценность для турок имело то, что созданные ими отряды туркоманской милиции могли быть использованы против оплота Асада в Латакии, а на нынешнем этапе и против российской авиагруппы в Хмеймиме. С этих позиций, например, недавно был нанесен террористический ракетный удар по центру г. Латакия, в результате которого погибли несколько десятков мирных граждан.
Лицемерно изображая себя защитницей туркоманов, а на деле преследуя свои геополитические интересы, Анкара достигла прямо противоположного результата. Боевые действия российско-сирийских сил в Северной Латакии существенно активизировались. До сих пор местным повстанцам предлагалось перемирие, а сейчас речь идет об их полном истреблении. Турецкое информагентство Анадолия, например, переполнено тревожными сообщениями о том, что занятая туркоманами гора Кызылдаг подвергается беспрерывным ударам российских кораблей и самолетов. И последние сообщения: гора Кызылдаг, которая является стратегически важной точкой региона, вновь перешла под контроль сирийских правительственных войск. Стремительно развернутое вокруг Хмеймима дополнительное противовоздушное прикрытие уже таково, что никакое турецкое вмешательство изменить эту ситуацию не в состоянии. Получается, что гуманитарные заботы турецкое руководство не очень-то и обуревали. В основе его поступков - лишь сожаления об упущенной выгоде от торговли контрабандной сирийской нефтью и желание спровоцировать более крупный конфликт в расчете на вмешательство союзников по НАТО. Нельзя давать им такой радости, но на место поставить надо. Эрдоган, например, уже категорически опроверг информацию о закупках Турцией, а тем более членами его семьи, контрабандной сирийской нефти у ИГ. Как будто террористы сливали ее в море. Есть снимки со всего мира и их надо публиковать. Вся эта контрабанда шла и идёт главным образом через Турцию.
Анкара сама исключила себя из числа потенциальных участников широкой коалиции по борьбе с терроризмом. Да и как она будет вообще бороться с этим, если она - главный виновник того, что происходит в Сирии. Саудиты и катарцы дали деньги, американцы – оружие, но вся логистическая и организационно-командная работа по выращиванию сети террора в Сирии - целиком дело рук Анкары. Отрицая свою уже доказанную причастность к возникновению «Исламского государства», турецкие власти пытаются утверждать, что в Северной Латакии действует «умеренная» оппозиция. Однако согласно израильским военным источникам, все региональные подразделения боевиков, включая крупнейшую «Прибрежную дивизию» (Coastal Division), формально относящуюся к Сирийской свободной армии, действуют под оперативным контролем «Джебхат ан-Нусра». А эта организация является официальным филиалом «Аль-Каиды» в Сирии и запрещена ООН как террористическая. Нельзя быть в одном окопе с террористами и не быть такими же, как они.
Важно также понимать, что турецким руководством двигали не только упущенная выгода от торговли на крови и дальние геополитические расчеты, но и надвигающийся перелом на сирийских фронтах, в том числе на границах северной Латакии с Турцией. Намеренно обостряя ситуацию и провоцируя Москву, Анкара пытается сорвать наступление сирийских правительственных войск, которое после перемалывания первых линий обороны противника на целом ряде участков грозит вот-вот обрушить фронт.
От сообщения с Турцией в ближайшее время может быть отрезан крупнейший город Сирии Алеппо. Правительственная армия движется ко второму по величине в стране курдскому анклаву в Африне и курдско-шиитским предместьям Алеппо в квартале Шейх-Максуд, а также городах Нубль и Аль-Захра. Выход на эти территории, помимо изменения всей стратегической конфигурации на севере страны, даст лоялистам большой приток людских резервов, в которых они очень нуждаются. В Пальмире сирийская армия приблизилась не просто к своему «Сталинграду», замыкая кольцо вокруг серьезной группировки ИГ, но и в случае последующего прорыва на Дейр-эз-Зор - к «Курской дуге». Успех здесь, согласно эффекту домино, может позволить вернуть под контроль Дамаска в самые сжатые сроки практически до половины всей территории, захваченной группировкой ИГ в Сирии. Понятно, что это чрезвычайно волнует не только самих исламистов, но и некоторых «борцов» с ними, рассматривающих на самом деле террористов как инструмент своей политики.
Поэтому ответной мерой, действующей на турок наиболее отрезвляюще, было бы дальнейшее развитие российской операции в Сирии. Уже заметно, что в военно-политическом отношении крайне болезненным для турецкого руководства является нанесение ударов там, где было совершено преступление против российского самолета, ибо эти удары демонстрируют бессмысленность и безуспешность совершенного деяния. Энергичная зачистка под прикрытием истребителей, средств ПВО и РЭБ провинции Латакия от боевиков покажет народу Турции полное несоответствие заявленных руководством страны намерений и реальных результатов. Все переходы на турецко-сирийской границе в данной зоне могут быть постепенно заблокированы, по крайней мере огнем. Российское охранение периметра авиабазы Хмеймим в состоянии это делать и с помощью дальнобойной артиллерии.
Специалисты также обращают внимание на то, что до сих пор Москва строила свои отношения с турецкими и сирийскими курдами с оглядкой на Анкару. Теперь же у России развязаны руки для того, чтобы серьезно позаботиться и о праве курдского народа на политическую свободу и самооборону.