Беженцы и репатрианты. Из опыта послевоенного СССР

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Авторам, которые, не боясь впасть в преувеличение, называют «великим переселением народов» волну беженцев в несколько сот тысяч человек, ныне перессоривших страны Евросоюза, полезно напомнить, что в ходе Второй мировой войны только в странах Старого Света число беженцев и перемещенных лиц (то есть насильственно вывезенных странами-агрессорами с оккупированных ими территорий) составило более 15,5 млн. человек. Возможно, давнишний советский опыт репатриации нескольких миллионов иностранных граждан, не по своей воле оказавшихся на чужбине, может что-то сказать сегодня и Европе.

* * *

Советско-германское противоборство, оказавшее решающее влияние на ход и исход войны в Европе, предопределило и два основных потока репатриантов и перемещенных лиц: советских граждан с освобожденных Красной армией и союзными войсками территорий – в Советский Союз, граждан государств антигитлеровской коалиции и военнопленных из числа служивших в вооруженных силах Германии и ее сателлитов – в обратном направлении. 

Надо сказать, что бывшие западные союзники выдвигали претензии советским органам репатриации в том, что в процессе возвращения людей, воевавших по разные стороны фронта, к местам их постоянного проживания, допускались массовые нарушения прав человека: одних (советских граждан), мол, репатриировали без учета принципа добровольности (к слову, не предусмотренного в решениях Ялтинской и Потсдамской конференций), других (граждан союзных стран и военнопленных противника) против их воли под разными предлогами задерживали у себя. Между тем именно СССР столкнулся с сопротивлением властей союзных государств при возвращении домой советских граждан, попавших в плен или вывезенных гитлеровцами на работу в Германию. Как правило, их агитировали против возвращения, чтобы пополнить лагерь антисоветской эмиграции и сформировать резерв дешёвой рабочей силы на рудниках и плантациях США, Западной Европы, Южной Америки, британских доминионов.

Что касается Советского Союза, то он свои обязательства при возвращении на родину граждан других государств выполнил в сжатые сроки и в строгом соответствии с договоренностями между союзниками. Не имея сколько-нибудь серьезного опыта такой работы, занимаясь параллельно возвращением на родину огромного числа своих граждан (а таких оказалось почти 5,5 млн. человек), советские органы репатриации организованно (не в пример нынешним властям ЕС) в течение 1945-1946 гг. передали западным союзникам или прямо возвратили к местам постоянного проживания всех иностранных граждан, освобожденных из немецкого плена, а к 1951 г. – и основную часть военнослужащих стран гитлеровской коалиции, находившихся в плену на территории СССР. Всего таковых насчитывалось более 5 млн. человек.

Работа по репатриации иностранных граждан опиралась на решения высших органов государственной власти, в первую очередь постановление Совнаркома СССР от 6 января 1945 г. Осуществление сбора, учета, содержание на сборных пунктах (комендатурах) и в транзитных лагерях, подготовка людей к отправке на родину была возложена на Уполномоченного СНК СССР по делам репатриации генерал-полковника Ф.И. Голикова и подчиненный ему аппарат за границей и в войсках Красной армии. В короткий срок было развернуто 18 фронтовых комендатур (сборных пунктов) и 9 территориальных сборных пунктов в Польше, Чехословакии и Венгрии и такое же количество транзитных лагерей в военных округах на территории СССР. Создавалась материальная база для организации питания и экипировки больших масс людей, их бытового и медицинского обслуживания, а также транспортировки. К маю 1945 г. для приема иностранцев было сформировано уже 77 комендатур и транзитных лагерей непосредственно на фронтах действующей армии и 16 лагерей на территории СССР. 

Конечно, не всё удавалось наладить сразу, созданная сеть сборных пунктов не могла вместить нараставший поток освобожденных людей, недоставало необходимых помещений, существовали трудности с продовольственным обеспечением. Однако с окончанием военных действий система репатриации быстро усовершенствовалась, советскими органами репатриации были созданы необходимые социально-бытовые условия для иностранцев во время их пребывания в СССР или на территории, освобождённой войсками Красной армии, вплоть до момента передачи репатриантов союзным властям. И уже, конечно, не могло быть и речи о склонении иностранных граждан к невозвращению на родину по идеологическим мотивам, к чему активно прибегали союзные власти в своих зонах оккупации по отношению к перемещенным лицам из Советского Союза.

Высокую оценку усилиям советских властей давали в те годы многие представители западных держав. Так, по сообщению ТАСС от 3 мая 1945 г., супруга британского премьера Клементина Черчилль, посетив транзитные лагеря в Одессе и военный госпиталь, в котором лечились английские и французские военнослужащие, освобожденные из немецкого плена, выразила тёплую благодарность за заботу, проявленную в СССР о британских подданных. 

В течение 1951-1956 гг. были досрочно освобождены из плена и отправлены на родину также около 50 тыс. военнослужащих вермахта и вооруженных сил стран, воевавших на стороне Германии, осуждённых за военные преступления на длительные сроки заключения в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев…». Советское правительство проявило по отношению к ним милосердие, несмотря на то что обстановка разгоревшейся холодной войны с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции, к которым примыкали и бывшие противники вроде созданной в 1949 г. и принятой в НАТО в 1955 г. Федеративной Республики Германии, к таким жестам, казалось бы, не располагала…

Другие материалы