Визит Н.Моди в Москву. Послесловие

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Накануне визита премьер-министра Индии в Москву (23 – 24 декабря) опытный внешнеполитический аналитик М.К.Бхадракумар писал в Asia Times, что сегодня геополитический статус России качественно изменился по сравнению с ещё недавним прошлым: «Россия взошла на глобальную сцену как великая держава, чей голос, позиция и действия воспринимаются со всей серьезностью «одинокой сверхдержавой». (В 2015 году государственный секретарь США Джон Керри встречался со своим российским коллегой Сергеем Лавровым 20 раз)». Уже в силу этого очередная российско-индийская встреча в верхах значима не только с точки зрения развития двусторонних отношений, но и в свете мировых процессов.

В Индии сначала с настороженностью, а потом и интересом восприняли действия России в Сирии по нейтрализации «Исламского государства» (ИГ). Представители индийского внешнеполитического истеблишмента в начале октября сего года говорили, например, автору этой статьи о желании Индии участвовать в реконструкции хозяйства в послевоенной Сирии. Это очень примечательно. Ведь сейчас в Сирии переплелись интересы таких активных участников политических процессов в Восточном Средиземноморье и Западной Азии, как Иран, Россия, Китай, Индия. Появление боевиков ИГ в Афганистане делает взаимодействие этих государств ещё более актуальным и неотложным. Очерчивается, таким образом, обширный ареал  будущих совместных действий России, Индии, Китая и Ирана на международной арене.

Вновь пробуждается интерес к одному из самых «загадочных» трансграничных проектов – международному транспортному коридору (МТК) «Север – Юг», где главными участниками выступают Индия, Иран и Россия. Принятое в апреле 2015 г. во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в Пакистан решение о создании «китайско-пакистанского экономического коридора», интегрирующего экономику Исламской Республики с западными провинциями Китая, встревожило индийские элиты. Один из архитекторов современной индийской внешней политики Канвал Сибал отреагировал на эту новость таким образом, что  МТК «Север – Юг» должен быть разморожен, а его потенциальные возможности использованы для свободного выхода Индии в Россию (включая Урал, Зауралье и Сибирь), Центральную Азию и Западную Европу. Что касается России, то для неё МТК «Север – Юг» открывает перспективу не только увеличения торговли с Индией (об объёме которой по соображениям политической корректности говорить не принято), но и упрочения связей с влиятельными группами индийских предпринимателей, включая верхний слой частнокорпоративного сектора, фактически формирующий политику государства.

При этом следует помнить, что крупный индийский капитал заинтересован в продолжении стратегии импортозамещения (современное наименование этой политики - «Делай в Индии»). Большое значение придаётся индийцами ускорению процесса гарантийного и послегарантийного обслуживания в сфере российско-индийского военно-технического сотрудничества (ВТС). Тем более что западные партнеры, как отмечают индийские эксперты, пока не готовы к передаче индийцам «чувствительных технологий».

Существенным фактором привлекательности России для частнокорпоративного сектора Индии может стать расширение возможностей участия индийского крупного капитала в деятельности российских предприятий на востоке нашей страны. Очевидное достоинство индийских предпринимателей: они законопослушны и готовы работать в сложных условиях. Задача привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций сохраняет своё значение  (необходима лишь инвентаризация российских предприятий на Урале и в Сибири), а успешные совместные проекты в России откроют россиянам индийский рынок, на «автаркичность» которого нередко сетуют представители российских деловых кругов.

Осложнение отношений России с Турцией, рассуждают индийские аналитики, может либерализовать ёмкий российский рынок для продукции мелких и средних индийских предприятий, успешно действующих, в частности, в текстильной и других отраслях легкой промышленности. Индийский опыт в этой сфере промышленной деятельности, несомненно, продолжительнее и богаче турецкого, а «легкость» индийской рупии по сравнению с турецкой лирой придаёт продукции Индии на российском рынке дополнительную конкурентоспособность. 

Одной из «интригующих» деталей прошедшей 23-24 декабря российско-индийской встречи в верхах была возможность заключения контракта на поставку в Индию систем ПВО С-400 «Триумф». Однако, как показывает мировой опыт ВТС, договорам по столь сложным и высокотехнологичным системам предшествуют длительные обсуждения и согласования позиций договаривающихся сторон. На мой взгляд, интерес Индии к системе С-400 «Триумф» имеет более широкое значение, нежели стремление обезопасить себя от возможного воздушного нападения. Уже довольно продолжительное время генералитет и высшее офицерство индийских вооруженных сил (правда, не все), критикуя «недостаточно технологичные» вооружение и военную технику (ВВТ) России, обращают свои взоры на западную (и прежде всего американскую) военную технику. Оппонирующие этой группе военные и эксперты нередко задают риторический вопрос: в каких региональных военных конфликтах после Второй мировой войны американские ВВТ оказывались качественнее советских (российских)? Видимо, последние события на Ближнем Востоке добавят аргументов второй группе специалистов.  

Решение о создании «китайско-пакистанского экономического коридора» значительно сблизило позиции Индии, Ирана и России в вопросе о важности трехстороннего стратегического сотрудничества. Взаимодействие в треугольнике Москва – Тегеран – Дели, как представляется, должно иметь солидную материальную основу в виде постоянно укрепляющихся и расширяющихся внешнеэкономических связей. Модели подобных «многоугольных» отношений имеют давнюю историю, в своё время они успешно разрабатывались в недрах Министерства внешней торговли СССР и, в частности, служили цели минимизировать использование мировых резервных валют. Впоследствии под влиянием моделей либеральной экономики произошёл отказ от широко использовавшейся когда-то системы безналичных расчетов, которая, заметим, активно внедряется сегодня в отношения между субъектами экономической деятельности. Возможно, настала пора вспомнить хорошо забытое старое, тем более что данный принцип расчетов и снижает инфляционные риски, и стимулирует желанный для многих стран процесс дедолларизации мировой экономики.

Достигнутое недавно в рамках Совета Безопасности ООН согласие по вопросам политического урегулирования сирийского кризиса теоретически открывает путь к созданию системы коллективной безопасности в самом неспокойном районе мира. Разрешение «сирийской головоломки» и формирование всеобщей взаимозависимости государств и народов на основе простого и ясного принципа неделимости безопасности позволят сформулировать концептуальные основы глобальной системы коллективной безопасности, или Pax Universalis, в чем заинтересовано всё мировое сообщество. На реализацию именно этой стратегической цели было ориентировано принятое в ходе встреч в Кремле решение о более тесном взаимодействии «стран-континентов» – Индии, Китая, России.

…В своё время визит президента России в Индию в декабре 2014 года аналитики назвали продуктивным. Бывший посол Индии в России Канвал Сибал недавно заметил, что наиболее важная для двух наших стран (от себя добавлю: также и Китая) задача – реализовать во взаимодействии «повестку развития» (development agenda), то есть обеспечить энергичный экономический рост, сопряженный с максимально возможной занятостью и справедливым распределением национального дохода. Есть основания считать, что российско-индийские переговоры в Кремле придали новый стимул процессу этого стратегического взаимодействия, что позволяет смело назвать визит Н. Моди в Москву перспективным.

Статьи по теме