По данным агентства Eurostat, за 2015 год по всему Евросоюзу в обработку поступило 1,22 млн. заявок на предоставление статуса беженца. Это лишь официальные заявки, общее количество мигрантов значительно больше. В одной только Германии за январь – ноябрь прошлого года численность вновь прибывших беженцев перевалила за миллион.
Сказать, что они породили немало проблем - значит ничего не сказать. Появление столь внушительной массы людей чужой культуры, считающих, что немцы пред ними в вечном долгу, привело к тому, что в считаные месяцы все смешалось в немецком доме. Одни вспоминают, что «Ordnung muss sein», и обращаются за поддержкой к тем силам, которые, как им представляется, способны отстоять честь нации и не допустить «новых кёльнов». Другие, не мудрствуя лукаво, объединяются и громят лагеря беженцев. Третьи, как Ангела Меркель, твердят, что «мы выдержим».
Только трудно понять, с какой целью надо «выдерживать» наплыв сотен тысяч людей с фальшивыми сирийскими паспортами или вообще без оных, среди которых, помимо жертв войны, есть и такие, кто рвётся водрузить над Старым Светом чёрное знамя «Исламского государства». Подавляющее большинство мигрантов – мужчины. А среди несовершеннолетних беженцев лиц мужского пола более 90%, сообщает французское издание Atlantico. Если сегодня по Германии и другим странам ЕС, принявших мигрантов, катится волна сексуальной агрессии, что будет завтра, когда нынешние мальчики-мигранты подрастут?!
Пока же дело дошло до того, что Ангела Меркель отказалась от поездки в Давос. Официальная причина – занятость внутренними проблемами. На самом деле канцлер не готова противостоять шквалу критики в её адрес из-за политики открытых дверей по отношению к мигрантам.
В Давос, где вместо официально заявленной «Четвёртой промышленной революции» главной оказалась тема миграционного кризиса, прибыл президент ФРГ Йоахим Гаук. Ветеран борьбы за «права человека» вновь рассмешил публику, глубокомысленно заметив, что, оказывается, «не все мигранты переняли основные европейские ценности».
То, что не хотят понять в ФРГ власть имущие, все лучше понимают рядовые граждане. Почти половина жителей Германии поддерживает ограничения на прием беженцев. Согласно данным Института Emnid, 48% опрошенных выступили за введение ограничений, 44% отвергли предложенные меры. При этом наибольшую поддержку требование ввести ограничения получило на востоке Германии, среди жителей бывшей ГДР: там в пользу введения ограничительных мер высказались 58% опрошенных.
Как следствие таких настроений, меняется отношение граждан к политическим лидерам и партиям. По данным январского опроса, проведенного телекомпанией ZDF, 56% немцев считают, что Меркель плохо справляется с урегулированием миграционного кризиса, тогда как еще в прошлом месяце число недовольных составляло 49%. Лишь 39% опрошенных положительно оценили политику канцлера в вопросе о беженцах (в декабре – 47%). 60% опрошенных согласились с мнением, что Германия не справится с притоком мигрантов (в декабре число скептиков составляло 46%). Уверенность в том, что Германия совладает с миграционным кризисом, выразили 37% (в декабре – 51%). Очень показательная динамика!
Опрос показал и падение рейтинга Меркель. В перечне десяти ведущих немецких политиков она откатилась на четвертое место. Ее опередили однопартиец Вольфганг Босбах, глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер и министр финансов Вольфганг Шойбле. Основной причиной потери канцлером популярности стало её отношение к миграционному кризису. А уровень поддержки возглавляемого Ангелой Меркель политического блока ХДС/ХСС упал на 2,5%, достигнув с момента последних выборов в бундестаг самого низкого показателя в 32,5%.
Зато рейтинг новой партии «Альтернатива для Германии» (AfD) поднялся еще на один пункт, достигнув 12,5%. Когда же телеканал № 24 по следам событий в Кёльне провёл 8 января онлайн-опрос телезрителей, оказалось, что, если бы в этот момент состоялись выборы в бундестаг, за AfD проголосовали 74,4% избирателей. Как известно, главная цель этой партии — отказ от евро, возврат к немецкой марке, пересмотр немецкой политики гарантий по долговым обязательствам. «Альтернатива для Германии» критикует также налоговое законодательство, систему ценообразования в энергетике, ложащуюся тяжким бременем на население, отсутствие стимулирования рождаемости.
Что касается иммиграционной политики, AfD требует отказаться от приёма в Германию тех, кто все равно не смогут приспособиться к современному немецкому обществу. Численность партии стремительно растет. За два года с момента основания она увеличилась в 5 раз и достигла 25 тыс. зарегистрированных членов. В последние месяцы отмечается объединение усилий AfD с движением PEDIGA («Патриоты-европейцы против исламизации Старого Света»), что может серьезно изменить обстановку перед выборами в бундестаг в 2017 году. Выход «Альтернативы для Германии» на политическую авансцену повлечёт и пересмотр отношения Берлина к Евросоюзу.
Немаловажно, что AfD выступает против антироссийских санкций и считает, что Германия не должна поддерживать нынешний киевский режим.
В последние дни на Меркель усилили давление соратники по парламентскому блоку, пытаясь вынудить ее принять меры по ограничению числа беженцев. 16 января председатель Христианско-социального союза ХСС Хорст Зеехофер даже пригрозил канцлеру обращением в Конституционный суд. 50 депутатов из блока ХДС/ХСС направили Меркель письмо с призывом изменить миграционную политику. Баварцев можно понять: Бавария стала первой федеральной землей на пути беженцев, въезжающих с территории Австрии. Поэтому и недовольство баварского населения политикой Берлина - самое сильное в Германии. Если Меркель не пойдет навстречу требованиям ХСС, в Мюнхене начнут действовать.
«Германия и ее канцлер Ангела Меркель сталкиваются с самым большим вызовом после распада Восточного блока», — пишет Der Spiegel. Если в ближайшее время не будет обеспечен надежный контроль над внешними границами Евросоюза с целью остановить нерегулируемый приток мигрантов, шлагбаумы на пропускных пунктах опустятся повсюду и на внутренних границах ЕС. В этом случае придется похоронить Шенгенское соглашение, а с ним, возможно, и другие достижения Европы. По мнению Жан-Клода Юнкера, без Шенгенской зоны не имеет никакого смысла и евро.
А что такое Евросоюз без единой валюты, без свободы передвижения по его территории граждан стран-членов? Осажденные крепости, не имеющие сил защищаться, обречены пасть...