Германская социал-демократия на пути, ведущем вниз

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Ощущение общественно-политического кризиса, которое усиливается с наплывом беженцев, заставляет немцев вспоминать о временах строительства социального государства (Wohlfahrtsstaat) под руководством СДПГ. Несмотря на то, что та стройка не удалась, надежды на социально ориентированную государственную политику по-прежнему связываются в Германии в основном с социал-демократами. Только надежды со временем всё больше слабеют.

По численности своих рядов (513 тыс. членов на начало 2016 г.) СДПГ сопоставима с правящим блоком ХДС/ХСС (524 тыс. членов в ХДС, 162 тыс. – в ХСС). 

Вместе с тем эволюция немецких социал-демократов в последние десятилетия вела к тому, что их программа построения социального государства превращалась в оторванную от жизни теорию, а их практика приспосабливалась к условиям неолиберальной экономики. 

Самый продолжительный и самый творческий период деятельности СДПГ у власти пришелся на период 1966-1982 гг. Тогда было достигнуто многое. Социал-демократы под руководством Вилли Брандта и Гельмута Шмидта умело ограничивали интересы крупного капитала и создавали систему относительно справедливого распределения национального продукта. Особой популярностью пользовалась их «восточная политика» - сближение ФРГ с ГДР и СССР. Однако долгосрочным планам международной корпоратократии и её англо-американского ядра это не отвечало. И когда в середине 70-х годов в ближайшем окружении канцлера В.Брандта был «обнаружен» восточногерманский разведчик Гюнтер Гийом, эту историю превратили в затяжной внутриполитический кризис, закончившийся распадом коалиции СДПГ с СвДП и уходом социал-демократов в 1982 году в оппозицию. 

Пришедший к власти блок ХДС/ХСС в союзе с «перебежчицей» СвДП начал постепенно разворачивать курс в сторону неолиберализма, используя при этом плоды «восточной политики» вовсе не для того, для чего эта политика задумывалась. Германию стали превращать в плацдарм продвижения стратегических интересов США в Евразии.

16 лет, вплоть до выборов 1998 года, социал-демократы находилась в оппозиции, а когда вернулись к власти, уже не нашли в себе прежних сил. В октябре 1998 г. СДПГ под руководством Герхарда Шрёдера победила на выборах совместно с «зелеными», выдвинув лозунги сокращения безработицы, модернизации экономики, поддержки предпринимательства, повышения налогообложения состоятельных слоев, борьбы с ростом социального неравенства. Однако Г.Шрёдер, столкнувшись с сопротивлением верхушки немецкого политического класса, не сумел провести эти лозунги в жизнь. Партия начала сдавать свои позиции. На выборах 2002 года СДПГ едва удержалась у власти, но справиться с социально-экономическими проблемами социал-демократическому правительству не удалось, число безработных в Германии сохранялось на уровне 5 млн. человек, или 12 % трудоспособного населения.

Для партии, одним из центральных программных положений которой было построение социального государства, это означало раскол. Он и произошёл в 2004 году. СДПГ покинул председатель партии Оскар Лафонтен, занимавший в правительстве Г.Шрёдера посты министров экономики и финансов. Его примеру последовали многие другие. В 2007 году О. Лафонтен вместе с бывшими коммунистами из ГДР создал партию «Левая». 

Ещё раньше, в мае 2005 г. после поражения на местных выборах в земле Северный Рейн–Вестфалия, Шрёдер объявил о решении СДПГ провести досрочные парламентские выборы за год до окончания срока его полномочий. Выборы состоялись и дали вполне ожидаемый результат: СДПГ потеряла преимущество, набрала равное с ХДС/ХСС количество голосов и была вынуждена пойти на «большую коалицию» с христианскими демократами в роли младшего партнера в правительстве Ангелы Меркель. 

Дальше все развивалось по законам политической логики. Пробыв четыре года в тени ХДС/ХСС, социал-демократы с треском проиграли выборы 2009 года, собрав всего 23% голосов, и теперь уже никому в новой коалиции были не нужны. Этот провал вызвал перетряску в руководстве партии. Ее председателем был избран бывший министр по защите окружающей среды Зигмар Габриэль, никогда не располагавший влиянием, сопоставимым с авторитетом исторических вождей социал-демократии. 

По итогам выборов 2013 года СДПГ снова не набрала достаточного количества голосов, но на этот раз её в «большую коалицию» пустили, предоставив в правительстве Меркель посты вице-канцлера (Габриэль) и министра иностранных дел (Штайнмайер). К тому времени, однако, от прежней партии бойцов мало что осталось. 

Фактически СДПГ завершила своё сползание от партии, провозгласившей на съезде в Бад-Годесберге в 1959 году программу построения социального государства, к положению младшего партнёра, обслуживающего интересы ХДС/ХСС. Между тем социально-политическую обстановку в Германии благополучной сегодня не назовёшь. 

Основными проблемами, по которым население страны все меньше поддерживает «большую коалицию», являются:

 - демонтаж социальных достижений, обеспеченных трудом послевоенных поколений немцев; 

 - рост социального неравенства, дестабилизирующего политическую систему;

 - тайное участие правительства в подготовке к подписанию Трансатлантического соглашения о свободе торговли и инвестиций (TTIP), которое резко ограничит права трудящихся и обеспечит приоритет транснациональных корпораций над государством; 

 - упрямство, с каким Ангела Меркель защищает политику практически неограниченного допуска в Германию мигрантов из кризисных стран. 

Казалось бы, логика диктует СДПГ более самостоятельный курс в рамках «большой коалиции» - ведь не за горами выборы 2017 года, и, если социал-демократы не обретут своё лицо, их участь по приговору избирателей будет жалкой. 

Близкие социал-демократам по духу партии «Левая» и « Союз 90/ Зеленые» наращивают количество сторонников и по всем прогнозам пройдут в следующий состав бундестага с лучшими результатами, чем имеют сегодня. Это могло бы открыть дорогу к созданию принципиально новой правительственной коалиции. Тем более что есть вдохновляющие примеры: СДПГ вместе с «Союзом 90 /Зелеными» и «Левой» входит на сегодняшний день в коалиционные правительства в 6 из 16 федеральных земель Германии. 

Запрос на новую коалиционную политику формируется ещё и тем, что экономический курс правительства Меркель продолжает вызывать в Германии критику. Правительство поощряет так называемую частичную занятость, в результате «частично занятые» получают минимальные пенсии и, достигнув пенсионного возраста, опускаются ниже черты бедности. А от изменений в налоговом законодательстве выигрывают только богатые. 

Большинство исследователей приходит к выводу, что растущее социальное неравенство стало одной из главных проблем, раскачивающих немецкое общество. Ученые из Фонда Генриха Бёлля в своей работе «Социальное неравенство – сделано в Германии» доказывают, что рост неравенства ведёт к криминализации общественных отношений, к распространению физических и психических заболеваний, понижению гражданской ответственности. И наоборот, чем справедливее распределяется общественный продукт, тем благополучнее положение дел в обществе, тем выше уровень общественного здоровья. Надо сказать, что Швеция, Япония, Норвегия давно опередили Германию в этом плане. Социальное неравенство, с которым боролись отцы немецкой социал-демократии, стало в Германии наших дней правилом жизни, и СДПГ не обнаруживает желания серьёзно с этим бороться. Лозунг последнего съезда социал-демократов в декабре 2015 г. «За большее равноправие» остаётся сегодня пустой формулой.

И точно так же декабрьский съезд СДПГ не сформулировал предложений по разумному регулированию потоков беженцев, как этого требуют немецкие общины, выразив поддержку Меркель в данном вопросе. 

Противоречивую позицию съезд занял и по вопросу о TTIP. С одной стороны, социал-демократы поддерживают данное соглашение. С другой стороны, СДПГ вроде бы требует сделать переговоры по TTIP прозрачными и выступает за то, чтобы соглашение не затрагивало социальные и экологические стандарты, культурные нормы, чтобы из договора была исключена система арбитражного рассмотрения инвестиционных споров. Однако как провести в жизнь эти требования, если они противоречат тому, ради чего США инициировали принятие Трансатлантического соглашения о свободе торговли и инвестиций? 

За двойственностью и противоречивостью позиции социал-демократов кроется их отказ от фундаментальных принципов собственной политической традиции. Декабрьский съезд СДПГ «не заметил» грозовых явлений на политическом небосклоне Германии и подтвердил курс на сотрудничество с блоком ХДС/ХСС на обозримое будущее. Социал-демократы окончательно отказались от игры в «две с половиной партии», когда между гигантами ХДС/ХСС и СДПГ маневрировал джокер в виде СвДП, и всё больше становятся тенью христианских демократов.

В СДПГ сегодня нет крупных мыслителей и организаторов, способных глубоко понять исторические цели немецкой нации и разработать новую партийную доктрину. Наиболее авторитетный руководитель, представитель «старой социал-демократической гвардии» Оскар Лафонтен не случайно покинул эту партию. Он увидел будущее в политических новичках. 

«Политическая брага» Германии бродит сегодня не там, где окопались традиционные партии, в том числе и СДПГ. Интерес вызывают новые политические организации, весьма разные по своей природе, но единые в отрицании грядущей диктатуры транснациональных корпораций. Это Левая партия, это «Альтернатива для Германии», это «Пираты» и уже опытные, но не постаревшие «Союз90/Зеленые». Все они сегодня имеют шансы образовать в 2017 году сильную парламентскую оппозицию ХДС/ХСС. В состоянии ли, однако, СДПГ заключить с ними союз? Не похоже. «Большая проблема состоит в том, - говорит руководитель фракции «Левой» в бундестаге Сара Вагенкнехт, - что герр Габриэль с некоторого времени опустошает программу СДПГ. Своим отрицанием необходимых изменений в налогообложении и поддержкой TTIP он предаёт социал-демократические ценности. Если СДПГ останется на той линии, которую проводит сейчас, то ей место в лагере ХДС. Тогда она может оставить мысли о выдвижении собственного кандидата на пост канцлера».