В США говорят, что, как голосует Нью-Гемпшир, так голосует вся страна. Такая уж слава у этого штата.
Если посмотреть на результаты волеизъявления сторонников демократов и республиканцев, состоявшегося в Нью-Гемпшире 9 февраля, то может показаться, что картина прояснилась вполне. Преимущество Берни Сандерса среди демократов и Дональда Трампа среди республиканцев было в этом штате столь велико, что по логике в них можно было бы уже усмотреть двух финалистов. Однако нынешняя президентская кампания в Америке поломала слишком много традиций, чтобы о чём-то можно было судить с уверенностью. Политическая система США, глубоко раненная феноменальным успехом «несистемных» кандидатов, ещё жива, что сулит бурный и, возможно, скандальный характер всей последующей кампании.
По предварительным данным, которые, видимо, всерьез уже не изменятся, Сандерс победил Хиллари Клинтон с огромным отрывом, набрав около 60% голосов, в то время как его соперница получила лишь 38,7%. Трамп набрал более 35%, но шедшие с ним вровень в Айове его основные конкуренты Тед Круз и Марко Рубио на этот раз обеспечили себе лишь 11,5% и 10,5% соответственно, что также говорит об уверенном лидерстве «миллиардера-бунтаря».
Вот диагноз и прогноз агентства Reuters: «Внушительные результаты нью-йоркского миллиардера Трампа и демократа Сандерса, называющего себя социалистом, показали, что значительная доля американских избирателей разочарована экономической ситуацией, и это может привести к потрясениям в Вашингтоне на президентских выборах 8 ноября». По данным совместного опроса Reuters и Ipsos, около 73 процентов избирателей считают, что США выбрали неверный курс, и эти недовольные образуют базу поддержки Трампа и Сандерса. «Эти люди не доверяют политическому истеблишменту, который они считают частью проблемы». Reuters отмечает также, что бывшая первая дама Хиллари Клинтон выглядит «раненой и побитой».
Главный триумфатор нью-гемпширского этапа праймериз Берни Сандерс уже объявил: «Мы направили послание, эхо от которого отзовется от Уолл-стрит до Вашингтона, от Мэна до Калифорнии – правительство нашей великой страны принадлежит всему народу, а не горстке состоятельных спонсоров президентской кампании!» По его словам, «американский народ больше не примет коррумпированную систему финансирования избирательных кампаний, которая подрывает демократию в Америке, и мошенническую экономику, в которой простые американцы работают больше за меньшие платы в то время, как почти весь доход и богатство уходят верхнему 1 проценту».
На удивление многих Трамп в победной речи был миролюбив и великодушен к своим соперникам, подчеркивая всяческое к ним уважение. Этим он обнаружил способность к лавированию и поискам компромиссов. Пока его интересам и росту популярности отвечает эпатаж, он будет прибегать к агрессивной тактике, понадобятся более гибкие технологии - Трамп покажет, что он владеет и ими.
Что касается сторонников проигравших кандидатов, то в их рядах настроения близки к паническим. Издание The Hill, которое специализируется на законодательных и избирательных проблемах, пишет, что, по мнению союзников Хиллари Клинтон, она начинает проваливаться из-за фундаментальной проблемы – отсутствия ясно выраженной программы, или «послания» к народу. Её давний сторонник признался, что и сам не понимает, в чем состоит суть кампании Клинтон и что она хочет донести до людей. Даже большинство женщин-демократок из Нью-Гемпшира проголосовали не за нее, а за Сандерса (55% против 44%)!
Любопытно, что, по данным экспертов, поддержка Сандерса со стороны женщин штата возросла после того, как бывшая госсекретарь Мадлен Олбрайт публично покритиковала их за симпатии к этому «социалисту». Видно, раздражение среднего американца традиционным истеблишментом достигло крайней точки. Обозреватель Дик Моррис (Dick Morris) пишет, что кампания Хиллари Клинтон «разваливается на части». По его данным, претендентка в этих условиях собирает команду «Б» во главе со своим мужем Биллом Клинтоном. Главной задачей супружеского тандема должна стать дискредитация Берни Сандерса. Как полагает Моррис, эта работа будет не из лёгких.
Тем не менее Хиллари Клинтон, как и соперники Дональда Трампа, еще поборются. Нет сомнения, что их штабы вместе с партийным руководством сделают выводы из поражения в Нью-Гэмпшире.
Бюрократические машины обеих партий могут, в частности, использовать то, что в «самой демократической стране мира» значительное число делегатов национальных конвентов не избираются, а выдвигаются по должности из числа партийных функционеров. Предполагается, но не регламентируется императивно, что они будут голосовать так, как и большинство избирателей в их штатах. Однако известно, что в Демократической партии данный контингент практически стопроцентно уже заявил о своей поддержке Хиллари Клинтон. Чтобы компенсировать этот системный гандикап, Берни Сандерс должен побеждать даже с большим преимуществом, чем сейчас, что не так-то просто.
В Республиканской партии такого единодушия нет. Дональд Трамп имеет в своем активе определенное число функционеров – будущих делегатов. Против него, по всей видимости, заготовлен другой ход, который может оказаться полезным и на случай выдвижения Сандерса. Это заявление об участии в выборах наряду с партийными выдвиженцами еще одного миллиардера - Майкла Блумберга. Формально независимый и как бы стоящий над схваткой, он на деле должен будет обеспечить консервацию политической системы США, давшей серьёзную трещину. На этапе праймериз появление Блумберга может отвлечь голоса от «классово близкого» ему Трампа. При худшем варианте для верхушки обеих партий новый соискатель может стать их совместным кандидатом. Владелец одноименного информационно-финансового агентства Блумберг известен тем, что денег на ветер зря не бросает. И если он говорит о готовности вложить в свой «президентский проект» миллиард долларов, то значит «третий кандидат» всё тщательно подсчитал.
Вместе с тем хитроумные манипуляции американской партийной бюрократии могут быть опрокинуты, в случае если Сандерсу и Трампу удастся убедительно продемонстрировать природу этих манипулятивных действий и разоблачить их перед избирателями. Им обоим также крайне важно добиться максимального выхода своих сторонников, среди которых немало молодежи, особенно у Сандерса, на избирательные участки в день голосования. Аппаратчики рассчитывают на пассивность американской молодёжи.