Газпром не видит причин менять контрактную модель для рынка Европейского союза и, в частности, переходить на ценообразование, основанное на спотовых ценах, которые складываются на газовых хабах ЕС. Об этом заявил заместитель председателя правления российской компании Александр Медведев в интервью агентству Bloomberg. Он отметил, что «цена на континентальных хабах по-прежнему очень сильно коррелирует с ценой нефти, которая учитывается в формуле цены долгосрочных контрактов».
Данное заявление можно рассматривать как ответ на представленный на прошлой неделе Еврокомиссией (ЕК) новый пакет инициатив, направленных на реформу сложившейся в Европе системы поставок энергоносителей, в том числе контрактов на покупку российского газа.
По идее инициаторов, этот пакет инициатив, иначе называемый «регламентом РЕМИТ», направлен на повышение иммунитета Евросоюза к возможным перебоям в поставках газа, увеличение прозрачности европейского энергетического рынка и рост солидарности стран-членов союза, говорится в пресс-релизе ЕК. На деле же речь идет о жестком административном контроле рынка энергоносителей, и прежде всего газа, со стороны Европейской комиссии в лице Агентства по сотрудничеству энергетических регуляторов (ACER). Фактически вводится запрет для компаний-импортеров стран ЕС на заключение контрактов на поставку газа без одобрения Еврокомиссии.
В случае принятия так называемого регламента РЕМИТ страны ЕС будут обязаны предварительно информировать Брюссель о намерении заключить соглашения в области энергетики с компаниями не входящих в Евросоюз государств, в случае если поставки покрывают более 40% локального рынка. Под это новое требование в Европе подпадает только одна компания - российский Газпром. Против него (соответственно против России) и направлены новые инициативы Еврокомиссии.
Чиновники ЕК будут участвовать в подготовке соглашений и оценивать их на предмет соответствия нормам конкуренции и энергобезопасности. Кроме того, ЕК получит доступ к уже заключенным межправительственным соглашениям, в том числе газовым контрактам с РФ, и сможет раскрыть прежде сохранявшиеся в тайне параметры. Причем список данных, подлежащих раскрытию, весьма широк и включает информацию, традиционно относящуюся к коммерческой тайне участников сделки.
1. Стороны контракта, зарегистрированные в качестве участников рынка (information on the parties to the contract with id of the market participant)
2. Дата контакта (contract date)
3. Тип контракта (contract type)
4. Тип товара (energy commodity)
5. Цена или формула цены (price or price formula)
6. Оценочная сумма контракта (estimated notional amount of the contract)
7. Валюта контракта (the currency of the estimated notional amount)
8. Контрактные количества (volume optionality capacity)
9. Типы продуктов по контракту (volume optionality)
10. Механизм индексации цены (fixing index)
11. Элементы формулы цены (fixing index sources)
12. Опционы по контракту (option details)
13. Точки сдачи (delivery point or zone)
14. Дата начала поставок (delivery start date)
15. Дата окончания поставок (delivery end date)
16. Тип загрузки (load type)
В случае если Еврокомисия найдет в соглашениях нарушения норм ЕС, она будет готова оказать содействие стране в пересмотре этих договоров. В крайнем случае долгосрочные газовые контракты могут быть аннулированы: соответствующие полномочия должен получить Европейский суд юстиции, отмечают источники в Брюсселе.
Регламент РЕМИТ направлен, в первую очередь, против сложившейся в торговле с Европой системы долгосрочных газовых контрактов. В случае его введения в полном масштабе Агентство по сотрудничеству энергетических регуляторов (ACER) получит возможность заставлять участников рынка пересматривать условия ранее заключенных контрактов, что делает позицию поставщика весьма уязвимой. Начинается приведение в жизнь давней мечты брюссельских чиновников о действиях «единым фронтом» в отношениях с Газпромом.
Таким образом, российскую газовую монополию медленно, но верно вынуждают отказаться от системы долгосрочных контрактов с европейскими потребителями газа. Это особенно опасно в условиях резкого падения газовых цен. Ведь поставщик в случае жесткого контроля со стороны регулятора лишается возможности маневра, игры на объемных и ценовых дисбалансах, что ведет к сокращению и без того падающей прибыльности поставок газа. Не говоря уже об окупаемости существующих и запланированных проектов в сфере газовой инфраструктуры.
Пока не ясно, как отреагируют на инициативу Европейской комиссии национальные регуляторы отдельных европейских стран и традиционные импортеры российского газа. Регламент РЕМИТ вступит в силу после одобрения Европарламентом и Советом ЕС. Если регламент будет принят (что, по всей видимости, произойдёт), России снова придется адаптироваться к меняющимся условиям на европейском рынке.