Британская политическая жизнь характерна удивительным постоянством не только в поддержании вековых традиций королевства, но и в производстве типажей, эти традиции защищающих.
Когда-то давно, во второй половине XIX века, в Великобритании находился на посту премьер-министра сэр Уильям Гладстон. Как и полагалось представителю знати, сэр Гладстон закончил Оксфордский университет и баловался литературным творчеством. Правда, в юности он посчитал, что Оксфорд его ничему не научил и пошел в политику в целях дальнейшего самообразования. Несмотря на свою абсолютную верность идеалам Британской империи, сэр Гладстон был не чужд отщепенству и утверждал, например, что следует пойти на Турцию войной, потому что Османская империя является бесчеловечной тиранией. Главным же противником Британии он считал не Россию, а Германию. Подобные идеи никак не вписывались в стереотипы британской политики, в соответствии с которым Турция являлась инструментом Лондона, а Россия - жирным пирогом для будущего потребления, возможно вместе с Германией. Правда, неординарность мышления сэру Гладстону прощалась и нехороших последствий для него не имела. Если не считать образа шута, о создании которого позаботились его коллеги по политическому цеху. Например, его преемник на посту премьер-министра Великобритании сэр Бенджамин Дизраэли прославился следующим афоризмом: «В чем разница между несчастным случаем и несчастьем? Если, скажем, сэр Гладстон свалится в Темзу, это будет несчастный случай. Но если его оттуда вытащат, это будет несчастье».
Изящный юмор сэра Дизраэли говорит лишь об одном – неординарно мыслящие политики Британии не нужны. В случае чего их из Темзы вытаскивать не будут.
Это стало на Британских островах чем-то вроде нерушимой традиции, и доказательством тому служат мысли министра иностранных дел Великобритании Филиппа Хаммонда о России, которыми он поделился недавно во время своего визита в Грузию.
«Россия игнорирует международные нормы и нарушает правила. Это является вызовом и угрозой для всех нас», - сказал Хаммонд на пресс-конференции, отвечая на вопрос, представляет ли Россия угрозу для таких стран, как Грузия и страны Балтии.
Ранее Хаммонд тоже отличался неординарными высказываниями. Он заявлял, например, что действия России в Сирии «подрывают» усилия Запада по политическому урегулированию кризиса. Призывал Москву «прекратить оккупацию» Крыма и вернуть его Украине.
Следует заметить, что мистер Хаммонд, как и сэр Гладстон, закончил Оксфордский университет. Только в отличие от Гладстона он не стал говорить, что в этом знаменитом учебном заведении его ничему не научили. Наверное, потому, что там на факультете истории и политики эти предметы преподаются в чисто британской версии, которая, мягко говоря, не всегда совпадает с историческими фактами. Поэтому если студентам Оксфорда говорят, что вторжение США и Великобритании в Ирак в 2003 году было «предотвращением мировой катастрофы», то это именно так и никак иначе. А те, кто хотят разобраться в этом получше, рискуют вывалиться из политики, и никто их назад вытаскивать не будет.
У российского посольства в Лондоне высказывания британского министра в Тбилиси вызвали недоумение. «Для нас неприемлемы утверждения о том, что "Россия игнорирует общепринятые нормы поведения и нарушает правила, сложившиеся в системе международных отношений"... — отмечалось в комментарии посольства. - Если уж говорить об общепринятых нормах поведения и международном праве, то Ирак, Ливия, Сирия и Йемен ярко свидетельствуют о том, кто на деле нарушает сложившуюся систему международных отношений». Возникли вопросы у российских дипломатов и в связи с очередной затяжкой публикации доклада комиссии по расследованию британского участия в иракской кампании 2003-2009 годов. (Ранее глава комиссии Джон Чилкот сообщал, что работа над докладом будет завершена в апреле 2016 года).
Наверное, российские дипломаты в Лондоне руководствовались чисто академическим интересом. Хотелось посмотреть, насколько доклад комиссии будет лежать в русле политических идей Дизраэли. То есть доказывать, что, откажись Великобритания от участия в «предотвращении мировой катастрофы», это нарушало бы все ее демократические традиции и неизменную приверженность правам человека.
А вообще-то, Хаммонд высказывался в Тбилиси совершенно искренне. Не нужно упрекать его в двойных стандартах. Предки британской элиты, к которой принадлежит министр иностранных дел Великобритании Филипп Хаммонд, были морскими разбойниками и бессовестными торгашами, веками грабившими всех, кого только можно. Потом они стали «сэрами», но в их отношении к другим народам ничего не изменилось. Их взгляд на окружающее искажён ахроматической призмой, не позволяющей видеть мир в цветном изображении. Этот мир для них черно-белый. Филипп Хаммонд - типичный представитель этой элиты. В русском фольклоре о таких сложена поговорка про божью росу.
Это хорошо, что на Хаммонда и ему подобных российские официальные лица всё меньше обращают внимание. Разве что на уровне посольства. Посольству это вменяется в обязанность. А правительству более серьезных проблем хватает.