Никто не может сегодня с уверенностью сказать, как пройдут и чем закончатся для Одессы две майские даты – 2 и 9 мая 2016 года.
Одно известно точно – украинские националисты в этом году настроены на подавление в городе антифашистских настроений. В очередную годовщину освобождения Одессы от немецко-фашистских войск 10 апреля это вылилось в локальные стычки «активистов» с жителями города, которые вышли к памятнику Неизвестному Матросу с гвардейскими ленточками и красными знаменами Победы.
– Ленточек здесь не будет! – орали «патриоты», шуруя кулачищами.
– Фашисты! Бей фашистов! – отвечали им одесситы.
Завязывались драки. Кареты скорой помощи развозили избитых по больницам. В итоге участников марша окружили нацгвардейцы, и они так и шли по улицам родного города – под конвоем.
Вездесущие орды «Самообороны Майдана» и «Правый сектор» устроили между тем построение у Дома профсоюзов, где 2 мая 2014 года были заживо сожжены и убиты одесситы, и заявили, что больше не допустят каких-либо акций памяти.
– Больше здесь не будут собираться! 2 мая – это наш день победы, и мы здесь будем стоять! – провозгласили ораторы. Нет никакой ошибки, так и было сказано: «наш день победы».
Встревоженные горожане заметили в одном из парков сходку полка «Азов», которым командует нацист Билецкий, а сейчас выяснилось, что 28 апреля нацисты из «Свободы» и «Сокола» собираются праздновать в Одессе 73-ю годовщину основания стрелковой дивизии СС «Галичина» (SS-Schützendivision «Galizien»).
События происходят не в Лемберге. У власти в Германии не Гитлер. Рейхскомиссариата Украина вроде давно нет. Однако он существует – возрожденный не немецкими фашистами, а фашистами украинскими. И существует этот фашистский порядок не в головах, а в действительности.
«Сейчас, как и 73 года назад, молодежь массово пошла на войну добровольцами…» – так начинается воззвание к участникам марша в честь дивизии СС «Галичина».
Какое, спросите, все это имеет отношение к Одессе? Самое прямое. Одесса живет в состоянии внутренней оккупации. Иначе как объяснить подготовку в Южной Пальмире к торжествам в честь галицкой дивизии СС, проводившей карательные операции против партизан в Польше, Словакии, Франции, сжигавшей польские и галицкие деревни и разгромленной наголову в котле под Бродами?
На одесскую землю нога галицкого карателя в годы Великой Отечественной войны не ступала и не могла ступить, ну а после капитуляции Германии практически все оставшиеся в живых вояки SS-Schützendivision «Galizien» осели в Англии, США и Канаде в силу того, что под давлением Ватикана их статус пленных был изменен на добровольно сдавшихся, и поэтому «галицаи» избежали выдачи в СССР.
Ожидается, что празднование в Одессе 73-летия дивизии СС «Галичина» явится мобилизационным мероприятием и одновременно прелюдией ко дню 2 мая, который одесситы называют днем памяти сожженных и убитых земляков в Доме профсоюзов в 2014 году.
Местный «Правый сектор» (запрещенная в России организация) уже сделал заявление о том, что «Одессе следует отмечать 2 мая годовщину защиты города от российской чумы». Прозвучали угрозы в адрес участников траурных мероприятий – дескать, если они посмеют устроить митинги и марши, то «реакция будет мгновенной». «Сборища сепаров представляют реальную угрозу», «в Одессе активизировалось пророссийское быдло» – так руководитель областной структуры «ПС» высказался в адрес одесситов и призвал «побратимов» со всей Украины съезжаться в город к майским датам.
А еще он обратился к СБУ с требованием воспрепятствовать депутатам Европарламента прибыть на Украину с целью посещения Одессы 2 мая. «В Одессу приедет еще одно сепаратистское чмо, но высокого ранга» – в отношении депутата Европарламента Жан-Люка Шаффхаузера одесский правосек не стеснялся в выражениях. Очевидно, из-за позиции евродепутата, утверждающего, что расследование преступлений, совершенных 2 мая 2014 года в Одессе, не проведено на должном уровне, ни один из преступников не арестован и не осужден, независимого судебного процесса над убийцами одесситов ожидать не приходится по той причине, что кое-кто из преступников сейчас находится у власти. «В ХХI веке такой жестокости, такой кровожадности от радикалов Украины мы просто не ожидали», – заявил Жан-Люк Шаффхаузер, комментируя жуткие события в Одессе двухлетней давности.
Впрочем, этим событиям решено придать совершенно другой смысл. «Погибли украинцы – жертвы кремлевской пропаганды», – вещает по одесскому телевизору Тодор Пановский, комендант местной «Самообороны». «Активист», как сейчас принято называть молодых людей в камуфляже без определенного рода занятий. В прошлом Пановский – студент консерватории, ныне – «активист».
«Активисты» собираются организовать 2 мая в центре Куликова поля (площади, на которой расположен Дом профсоюзов, ставший братской могилой для одесситов) экспозицию «жертв кремлевской пропаганды разных времен и эпох», сообщил Пановский горожанам в эфире местной телекомпании. По версии национал-патриотов, 2 мая 2014 года Дом профсоюзов заняли вооруженные люди «по звонку из Кремля». Сами виноваты. Сами себя сожгли.
Это пресловутое «сами» постоянно произносится после киевского майдана: в Донбассе – сами себя обстреливают, в Одессе – сами себя сожгли. «Сами прыгали из окон, их же никто не выбрасывал», - рассуждает активист Пановский.
Разумеется, «экспозиция жертв кремлевской пропаганды» перед Домом профсоюзов в дату трагедии, как и обновленная версия событий 2 мая 2014 года, – провокация противостояния с теми, кто придет почтить память погибших родных, близких, друзей, соседей, земляков, сограждан. Провоцирующей стороне это хорошо известно. Однако о провокации говорят открыто, не опасаясь задеть чувства одесситов. Издеваясь над этими чувствами.
Neue Ordnung, привыкайте не поднимать головы. Это – оккупация. По-другому не будет.
И хотя на Украине официально еще не введен запрет на гвардейскую ленточку, представители «нового порядка» утверждают, что 9 мая снять символ Победы будет требовать полиция.
– Лента не имеет отношения ко Дню Победы! – утверждают «активисты».
– А как же орден Славы? – парируют одесситы.
– Орден – это не лента. Современный российский символ Победы создал Путин в виде георгиевской ленточки! – надувают щеки национал-патриоты.
– Я эту ленту воспринимаю как гвардейскую. Нет такого закона, чтобы я, в прошлом гвардеец, не мог ее носить 9 мая! – возмущается в прямом эфире ветеран.
– Лента – это провокация! Символ российской, а не украинской победы! – злятся в ответ «активисты», для которых вообще не существует никакой Великой Отечественной – только Вторая мировая.
Neue Ordnung– это красный мак в петлице 9 мая, не имеющий отношения ни к Победе, ни к войне 1941-1945, ни к войне 1939-1945. Символ, слизанный Украиной у канадцев и американцев и посвященный Remembrance Day, который празднуется 11 ноября.
«Никто не может сказать точно, что будет, как будет и чем закончится. Мы на самом деле ничего не решаем. Решают за пределами Одессы и за пределами Украины. Тревожный фактор – отличие этого 2 мая от прошлогоднего и жуткое родство со 2 мая 2014 года – как тогда, так и сейчас есть политическое противостояние элит. Провокации будут выгодны. Риски существуют большие», – заявил редактор одесского издания «Таймер» Юрий Ткачев.
С властью в Одессе всё непросто. Губернатора Саакашвили не устраивает руководитель города Труханов. Раньше его не устраивал прокурор Одесской области – и требование Саакашвили к украинскому президенту снять неугодного прокурора, подкрепленное «прокурорским майданом», было выполнено. Теперь палатки переместились к зданию одесской мэрии.
Возражения одесситов о том, что мэр – должность выборная, никого не волнуют. Neue Ordnung. Снять любого мэра на Украине нынче может толпа «активистов» из разных городов и весей с покрышками, бутылками с зажигательной смесью и другими инструментами «новой демократии». Правда, в Кривом Роге это привело к результатам, противоположным ожидаемым, – беснование «майдана-передвижки» обеспечило неудобному для национал-патриотов кандидату в три раза больше голосов на повторных выборах.
Но с Одессой, похоже, решили поступить жестче – продавить нужное Саакашвили решение силой. Демонстрируя жителям Одессы, кто здесь власть.
Призыв съезжаться в Одессу к националистам и фашистам понадобился по очень простой причине: ни новая власть в лице Саакашвили, ни местные «активисты» не имеют поддержки в лице одесситов. Напротив, имеют скрытый, но заряженный большой внутренней силой протест – и против постоянных попыток «обандерить» Одессу, и против намерений раздавить городское самоуправление и поставить его на службу то ли Киеву, то ли беглому грузину.
Одесситы возмущаются и наводнившими город львовскими заведениями типа «мануфактура кавы» («Мы в Одессе кавы не пьем, одесситы пьют кофе!»), и варварством приезжих «революционеров», не щадящих городских зданий и площадей. Протест ведь начинается с малого – когда чужак плюет на клумбу у подъезда. И уж тем более, когда пришлые фашисты собираются праздновать в городе антифашистов Одессе свои фашистские праздники.
Если по уму, то центральная власть, потерявшая Крым и теряющая Донбасс, должна извлечь уроки из прошлого и как минимум запретить поклонникам SS-Schützendivision «Galizien» маршировать улицами Одессы – пусть маршируют у себя в Бродах. Должна воспрепятствовать любым сценариям, направленным на оскорбление чувств одесситов в связи с событиями 2 мая 2014 года. Должна озаботиться тем, чтобы каждый человек был вправе 9 мая носить хоть гвардейскую ленту, хоть алый мак. Должна уважать выбор одесситов, даже если выбор этот заставляет бывшего грузинского президента грозить Киеву ультиматумами и жевать галстуки.
А если не должна, тогда и итог будет закономерен. Орда, которая в 2014-м жгла одесситов, рано или поздно придет сжигать никчемную власть. Как только почувствует, что это ей по силам.