Турция: чем опасен неоосманизм Эрдогана (II)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Часть I

Предложение депутата парламента Турции от правящей Партии справедливости и развития (ПСР) Шамиля Тайяра сбить еще один российский самолет после победы московского ЦСКА над стамбульским «Фенербахче» в финале баскетбольной Евролиги продемонстрировала разгорячённость нравов, царящих сегодня в турецких коридорах власти. Позднее Тайяр изобразил своё предложение как шутку, но нервная обстановка в Анкаре в преддверии намеченного на 22 мая внеочередного съезда ПСР требует присмотреться к турецким «шутникам» внимательно.

Согласно имеющейся информации, президент Турции Эрдоган, стоявший у истоков как Партии справедливости и развития, так и политической карьеры отставленного Ахмета Давутоглу, рассматривает возможность формирования «технического» правительства с последующим проведением в стране внеочередных всеобщих выборов. А для того чтобы обеспечить своим сторонникам абсолютное большинство голосов в будущем составе парламента с целью намеченного турецким президентом значительного расширения собственных полномочий, Эрдоган рассматривает несколько вариантов действий. Все эти варианты роднит нацеленность на дестабилизацию обстановки в регионах, которые Анкара относит к сфере своих геополитических интересов.

Первый вариант – дестабилизация обстановки вокруг Нагорного Карабаха с выводом России за пределы переговорного процесса или даже упразднением Минской группы ОБСЕ. Для этого может быть использована провокация в виде новой военной операции азербайджанской армии с тем, чтобы подтолкнуть руководство Армении к признанию Нагорно-Карабахской Республики с последующим осуждением этого акта по линии международных организаций и превращением Еревана в полноценного участника вооруженного конфликта. Этот сценарий позволит Турции поставить Россию перед необходимостью ввести в действие механизмы оказания помощи Армении в рамках ОДКБ, в том числе для обеспечения безопасности российской военной базы в Гюмри и одновременно вобьёт клин в отношения Москвы и Баку. Данный вариант предусматривает также обострение внутриполитической обстановки в самой Армении. Пробным камнем здесь стало интервью, которое дал на днях азербайджанскому изданию Haqqin.az один из лидеров армянской оппозиции Паруйр Айрикян. Безапелляционно заявив, что «апрельские боестолкновения» вокруг Нагорного Карабаха «были инициированы или спровоцированы Россией, которая тем самым добилась того, чего хотела», Айрикян призвал своих коллег в Азербайджане в качестве предварительного условия урегулирования карабахского конфликта «сказать: Goodbye, Russia! Без этого ни у нас, ни у азербайджанцев ничего не получится». Подобные заявленния и предложения полностью находятся в русле политики Анкары.

Второй вариант – обострение обстановки в приграничных с Турцией районах Сирии с тем, чтобы создать предлог для проведения военной операции турецкой армии при возможном участии сил Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), где первую скрипку играет Саудовская Аравия. «Сегодня в регионе Турция выглядит страной, которая экспортирует нестабильность своим соседям», - отмечает в связи с этим турецкий аналитик Барыш Достер. При этом, по его мнению, расчеты Анкары на стратегическое партнерство с Вашингтоном являются ошибочными. «На данном этапе внешняя конъюнктура изменилась. США утрачивают свою силу. На Ближнем Востоке растет влияние России. В Сирии побеждает Асад. Иран после подписания ядерного соглашения еще дальше выходит вперед как региональный игрок. Его влияние на Сирию и Ирак еще более увеличивается. А союзниками Турции остаются Барзани в Северном Ираке, «Братья-мусульмане» в Египте, Катар и Саудовская Аравия в Персидском заливе», - комментирует Барыш Достер. 

Ещё более жёстко высказывается турецкое издание Radikal. По его оценке, «линия, которую Турция последние семь лет проводит во внешней политике, создала серьезные проблемы в отношениях Турции с Израилем, Ираком, Египтом, Сирией, Ираном, Россией и США». При этом, по данным турецких источников, основным фактором, который может подтолкнуть президента Эрдогана к прямому вооруженному вмешательству в сирийский конфликт, может послужить понимание необратимости политического урегулирования в этой стране и его невыгодности для турецких интересов. «Настанет день, когда сирийская проблема перейдет в новую стадию. Могут ли отношения Турции с новым правительством в новой Сирии вернуться к стандартам 2010 года с точки зрения надежности и предсказуемости? Особенно в условиях, когда весь мир заявляет о готовности работать с правительством, которое выберет сам сирийский народ, к чему приведет наш непреклонный подход в духе «это нельзя, то - тоже, а этому вообще не бывать»?», – задается риторическим вопросом Radikal. Вполне реальной считает попытку Эрдогана еще глубже вовлечь страну в сирийский конфликт и обозреватель турецкого издания Yeni Çağ Хайдар Чакмак. Он предупреждает, что «вмешаться в войну между арабами - значит потерять как минимум полвека в отношениях с арабским миром. Если саудиты хотят войти в Сирию, пусть входят. Турция же должна ограничиться политической и логистической поддержкой». 

Третий вариант – провоцирование дальнейшего ухудшения отношений НАТО и России с расчётом занять более значимое место в принятии решений Североатлантического альянса по региону Юго-Восточной Европы. Здесь может быть использовано появление базы ПРО США в Румынии, действие которой покрывает территорию Турции. «Запускаемая в Румынии база предполагает, что Россия - прямая мишень НАТО. Вопрос не в том, что НАТО собирается нападать на Россию. Это подразумевает, что Россия будет оказывать давление на Европу. Иными словами, система ПРО создаст условия в пользу необходимости принимать меры против российской угрозы», - отмечает турецкое издание Star gazete. Имеется информация о том, что именно продвижение в регион новых объектов военной инфраструктуры США стало фактором обострения ситуации в населенных курдами районах Турции, в частности ожесточенных столкновений турецких спецподразделений с курдскими формированиями в районе города Ширнак - столицы одноименной турецкой провинции на границе с Сирией и Ираком. 

Эти три варианта действий могут быть запущены властями Турции как отдельно, так и вместе. Перипетии внутриполитической борьбы с прицелом на избрание нового лидера ПСР и главы кабинета, а также сдвиги в настроениях ближайших союзников Анкары позволят своевременно понять, какой из вариантов выдвигается на первый план.