Украинская сторона ещё до переговоров в ночь с 23 на 24 мая в «нормандском формате» представила развёртывание «полицейской миссии» в ДНР и ЛНР как дело решённое. Более того, в украинских СМИ сообщалось, что президент Украины Порошенко обсудит с канцлером Германии Меркель и президентом Франции Олландом «мандат и численность будущей полицейской миссии в Донбассе», а потом президента России Путина уведомят о принятых решениях. Таким вот порядком. Вдобавок разговор о «полицейской миссии» продолжится в Японии на G7. Без России, естественно.
Влиятельное в украинских политических кругах издание «Зеркало недели» за три дня до переговоров на голубом глазу утверждало, что именно так и случится, акцентируя внимание на том, что «Вашингтону удалось смягчить позицию Берлина, ранее выступавшего против подобного шага». Понимать требовалось так: за «полицейскую миссию» в Донбассе высказался Вашингтон, все остальные тоже «за», а Москву поставят перед фактом.
Продолжение последовало после переговоров. Пресс-служба украинского президента раструбила новость новостей: лидеры стран «нормандской четвёрки» поддержали идею «вооружённой полицейской миссии ОБСЕ на Донбассе». В Киеве никого не смутило ни то, что Германия, Россия и Франция ничего подобного не заявляли, ни то, что ОБСЕ по уставу не обладает мандатом на проведение специальных полицейских операций.
Украинские СМИ понесли в массы главный тезис: Порошенко своего добился, это будет «гибридная миссия в гибридной войне», пора создавать прецедент. Для этого Украине придется уговорить 57 стран–членов ОБСЕ согласиться на расширение мандата настолько, чтобы стало возможным вооружение «полицейской миссии» как минимум стрелковым оружием и БТР, а лучше чем-нибудь потяжелее, поскольку «ОБСЕ исключительно с лёгким оружием не сможет противостоять войскам РФ и ее наёмникам, которые имеют тяжелое вооружение».
Судя по всему, в воображении украинских горячих голов уже рисуются красочные картины войны в Донбассе, которую ведёт «полицейская миссия ОБСЕ» за интересы киевского режима. Именно ОБСЕ, по мнению комментаторов одного из ведущих украинских телеканалов ICTV, «сможет предупредить возможное широкомасштабное наступление сил РФ и ее наёмников». Для этого понадобится всего-то порядка 40 тысяч «полицейских». Контингенты должны предоставить страны–члены ОБСЕ, исключая Россию. Они же и оплатят войну ОБСЕ с Россией, которая развернётся на полигоне «Донбасс».
Барахтающимся в информационных волнах жителям Украины, очевидно, требуется поверить в эту войну, как и в то, что немецкие, австрийские, французские, испанские и португальские штурмовые бригады получат удостоверения «полицейских ОБСЕ» и отправятся в зону АТО воевать за Украину. А подруги штурмовиков где-то в Париже, Мюнхене, Вене и Мадриде возьмутся плести по ночам маскировочные сетки и отправлять на украинский фронт сушёные баварские колбаски, круассаны и паэлью.
Официальный Киев милитаристских фантазий подконтрольных СМИ не останавливает, усматривая несомненную пользу для себя в распространении сказок о войне с Россией с участием ОБСЕ. Поскольку на Украине давно всё невозможное возможно, полный абсурд преподнесён как вероятный сценарий недалёкого будущего. Сценарий во всех отношениях для Киева приятный, поскольку предполагает он, что уж теперь-то за украинские территории будет сражаться с Донбассом международный контингент ОБСЕ – он-то и решит все проблемы, которые не смогли решить ВСУ за два года так называемой антитеррористической операции. Украинцам останется запастись пивом и семечками и наблюдать за событиями в Донбассе по телевизору. Крутить кино теперь будет ОБСЕ. Франция и Германия – «за». Вашингтон – «за» двумя руками. Москву никто не спрашивает.
Однако если внутри страны со времён майдана вымыслы и откровенная ложь заменили факты, то в международных отношениях не всё так однозначно.
Украинская сенсация о «полицейской миссии на Донбассе» не продержалась и нескольких часов.
Во-первых, ни Берлин, ни Москва, ни Париж не подтвердили договорённости с Киевом о создании и направлении в ДНР и ЛНР вооружённой полицейской миссии ОБСЕ.
Во-вторых, идея украинского президента о «полицейской миссии» по-разному видится на Украине, в России, в Европе и в ОБСЕ.
С точки зрения Украины вооружённые наблюдатели ОБСЕ численностью от 1500 до 11000 полицейских получают доступ в любую точку Донецкой и Луганской народных республик. Первейшая задача – организовать мониторинг не только линии фронта (соприкосновения), но и государственной границы РФ с ДНР и ЛНР как минимум в 9 точках, для чего следует оборудовать специальные пункты наблюдения – укреплённые сооружения, усиленные военной техникой и напичканные всевозможной аппаратурой, позволяющей следить за границей. Кроме этого, полицейские ОБСЕ обеспечивают защиту избирательных комиссий во время выборов в Донбассе, которые намечены на весьма отдалённую перспективу.
Точку зрения российской стороны представил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя прессе инициативу Киева: «Это мониторинговая миссия в Донбассе, в нашем понимании это не полицейская миссия. Действительно, эта тема обсуждается. Она обсуждается уже не первый день. Там есть вопрос вооружения этой миссии. Теоретически, её можно вооружить, но состав этой миссии – она состоит из людей, которые не являются военнослужащими, и там вопрос, собственно, как они будут использовать эти вооружения».
Кроме того, в Москве считают, что конфигурация миссии ОБСЕ с расширенными полномочиями должна обсуждаться и согласовываться с представителями ДНР и ЛНР. Что касается мониторинга, речь может идти только о линии разграничения, а всё, что касается границы, чётко прописано в Минске. «В минских договорённостях всё написано насчёт контроля на границе. И очерёдность тоже прописана, поэтому здесь собственно нечего обсуждать. Там подписи стоят и Украины, всей нормандской четвёрки подписи стоят, что касается контроля на границе», – сказал Д.Песков.
Точку зрения ОБСЕ можно выразить двумя словами – всё сложно. «ОБСЕ в настоящее время не имеет прецедентов вооружённой миссии. Напротив, её гражданский характер по своей природе является особенно важной особенностью. Идея вооружённой миссии поднимает целый ряд сложных правовых, политических, практических и военных вопросов», – говорится в официальном комментарии ОБСЕ.
К тому же согласие на новый, придуманный Порошенко формат миссии должны дать все страны, участвующие в организации. Вместе с тем генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Заньер ранее в интервью Associated Press заявлял о возможности направить в Донбасс вооружённую миссию ОБСЕ на период выборов: «Это была бы полицейская операция с целью помочь поддержать закон и порядок в этом районе, помочь создать безопасные условия, чтобы выборы могли состояться. В ОБСЕ готовы выделить сотни сотрудников, возможно, вооружённых, чтобы избирательный процесс проходил в спокойной атмосфере». Заньер подчеркнул, что миссия могла бы сотрудничать с местными правоохранителями ДНР и ЛНР с целью предотвращения преступлений во время выборов в республиках. И назвал главное условие того, чтобы сотни вооружённых наблюдателей двинулись в направлении Донбасса, – все страны, участвующие в ОБСЕ, должны на это дать согласие.
«Полицейский» опыт, который имеет ОБСЕ, – миссии численностью от 30 до 120 наблюдателей (полицейских советников) в нескольких странах, которые в основном занимались консультированием и обучением местных сил правопорядка. Такая миссия в 2011 году была направлена в Киргизию.
Идея Киева для Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, сотрудники которой, работающие в ДНР и ЛНР, приезжают на место обстрела не спеша, не жертвуя завтраком, обедом или ужином, выглядит просто фантастической. О контингентах в десятки тысяч вооружённых до зубов «полицейских» на БТР и БМП, а то и на танках ОБСЕ вести разговор согласна только в том случае, если все 57 стран-участниц этот разговор поддержат. А пока его поддерживает исключительно Украина, рассыпая бодрые заявления о том, что «все согласны».
Тема «вооружённой полицейской миссии на Донбассе» для Киева что-то вроде дымовой завесы, за которой скрывается абсолютная неспособность украинской власти приступить, наконец, к выполнению обязательств, принятых в Минске. Ровным счётом ничего не сделано, поэтому на стол переговоров, который Украина считает игральным, и выкладывается краплёная карта «вооружённой полицейской миссии» – дескать, «ОБСЕ придёт – порядок наведёт».
Хотя требуется совсем другое – прекратить обстреливать Донбасс и выполнить минские договорённости так, как они записаны.
Однако Киев на это не способен.
Всё, что он может сегодня, – это лгать своим гражданам и всему миру.