Порты города Находки

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Россия – не только энергетическая, но и транспортная держава, что, на наш взгляд, даже важнее: транспорт, транзит - ресурс возобновляемый, не «проедаемый», обеспечивающий постоянный прирост рабочих мест, требующий большей квалификации. В геополитике со времён британца Маккиндера за Россией утвердилась слава «хартленда» (материковой сердцевины мира), но хартленд реализует свой геополитический потенциал тогда, когда он способен притянуть (и перетянуть) транспортные маршруты планеты, в том числе главный из них: Западная Европа – Восточная Азия. Еще семь лет назад значимость этого маршрута оценивалась в 293 млрд. долл. в год.

«Прекрасный город-порт»

Я уже писал о том, как мало в России удобных гаваней и как здесь в лучшую сторону выделяется Приморье. Береговая линия округи города Находки, превосходя всё Черноморское побережье Кавказа, вместила десяток портов, от старых Рыбного, Торгового, до новых в бухте Врангеля и «новейшего» нефтеналивного Козьмино. 

10 апреля 1939 года в бухту Находка прибыла комиссия ЦК ВКП (б) во главе с Андреем Ждановым, после долгих осмотров подытожившим: «На этом месте будет прекрасный город-порт». 7 октября того же года было принято постановление ЦК и Совнаркома «О перенесении Владивостокского торгового и рыбного портов в Находку». Затем последовало секретное постановление «О перебазировании судоремонтного завода из Владивостока в Находку». Владивосток оставался военно-морской базой, торгово-рыбная часть уходила в Находку. 

Город, родившийся в 1950 году, уже к 1972 году по грузообороту порта обогнал Ленинград, став вторым в Советском Союзе после Одессы. 

Самые дорогие из генеральных грузов (не насыпных, не наливных, поддающихся пересчёту) перевозятся контейнерами, и в 1970-е была запущена Всесоюзная ударная стройка - Порт Восточный, ориентированный на обработку контейнеров. На юго-восток от растущей Находки с её рыбным и торговым портами выбрали бухту Врангеля, незамерзающую, глубоководную, каких в России считаные единицы. Для судна дедвейтом 150.000 тонн нужна глубина у причала 20 метров.

Почётный гражданин Находки, знаменитый ныне путешественник, художник Фёдор Конюхов  рассказывал мне о замечательном времени первых строительных десантов, в составе которых он трудился в Порту Восточном. Контейнерный порт успел заработать ещё в советское время, позже возникла понятная пауза, и только на рубеже веков на этой идеально выбранной площадке выросло несколько специализированных портов, в том числе и угольный гигант ОАО «Восточный порт». 

Важно отметить, что «Восточный» строился в увязке с «подгонкой» Транссиба под контейнерный мост Европа – Азия.  В 1971 году по Транссибирской магистрали было перевезено 2.300 контейнеров, в 1976-м  – уже 50.000. К 1991 году Транссибирской контейнерной системой, мощность которой достигла к тому времени 150.000 контейнеров/год, пользовалось более 20 стран Азии и Европы. Развал СССР остановил этот прогресс, но сегодня план контейнерного моста Европа - АТЭС вновь возродился: программа «Восточный полигон» синхронно поднимает пропускную мощь Транссиба, БАМа и приморских портов. 

                                               Приморско-сибирская связка

Все расчёты подтверждают: Транссиб в сочетании с портами российского Приморья  — это потенциально лучший мост из Европы в Азию. Скорость движения на морском маршруте через Суэц, Индийский океан уже почти достигла технологического предела (30-40 суток, в зависимости от типов судов), тогда как по приморско-сибирскому пути 40-футовые контейнеры из Японии в Германию доставляют за 22 суток, а модернизация, или решение «проблемы колеи», сократит это время до 18 суток. 

Фактура переваленных грузов – один из портретов страны. Данные 2014 года (в процентах по отношению к 2013-му): сырая нефть - 96,1 млн. тонн (-7,6%), нефтепродукты – 63,0 млн. тонн (+16,5%) — выросла доля переработки. И сухогрузы: всего 135,7 млн. тонн (+13,6%), уголь - 56,6 млн. тонн (+15,3%). Почти весь прирост по углю, кроме Усть-Луги на Балтике, дали дальневосточные порты.

Уступая по удельной стоимости контейнерам, уголь сегодня значительно опережает большинство товаров по объёмам перевалки. При этом угольные терминалы - технологически наиболее сложные портовые предприятия. Россия по ресурсам ископаемых углей занимает первое место в мире. Разведанные запасы углей России -198 млрд. тонн, геологические ресурсы - 4.139 млрд. тонн. Добыча (2008) – 328 млн. тонн в год. То есть при сохранении этого уровня запасов угля России хватит на 479 лет, ресурсов – на 12.619 лет.

И соревноваться за рынки АТЭС России приходится, прежде всего, с Австралией – экономически развитой страной, которая при всей своей развитости делает серьёзнейшую ставку на экспорт сырья - угля.

Запасы нефти и газа ограничены. Сам характер этого «производства» где-нибудь в Персидском заливе выглядит примерно так: сто западных инженеров, тысяча пакистанских рабочих и один местный шейх с калькулятором, считающий прибыль. Подобная социальная пирамида устойчиво воспроизводит себя десятилетиями, никто в этой пирамиде больше не нужен. 

Уголь в этом смысле куда более «народный» товар. Его добыча поддерживает и воспроизводит большую, традиционно активную в социальном отношении группу населения - шахтёров, обеспечивает заказами крупное производство машин и оборудования. Добавьте к этому транспортировку угля железной дорогой, открывающую социально значимые возможности комплексного развития регионов.  

Я бы сравнил подачу нефти и газа по трубопроводам с капельницей, поддержавшей страну в трудные годы. А к моменту, когда нефть и газ иссякнут, страна должна прочно стоять на опорах глубоко диверсифицированной экономики, включающей, подчеркну, такую мощную инфраструктуру, какой является индустрия добычи, транспортировки и экспорта угля. Эпоху власти «нефтяных шейхов» ещё будут вспоминать, возможно, как интересный, но странный период мировой истории. 

…Рынок угля был сильно «перегрет». В 2014 году тонна стоила 75 долларов, 3-4 годами ранее и до 110 долл. В Находку прилетали десятки китайских бизнесменов, порой просто с чемоданами наличности: «Срочно грузите!» Тут любой «хозяйствующий субъект», в какой бы сфере ни хозяйствовал, если имел хоть сто метров причальной стенки, мигом превращался в «угольного экспортера»… ОРТ, которое вело расследование, зафиксировало: «В 2012 году концентрации угольной пыли в атмосфере города Находки была в 2,2 раза выше предельно допустимых норм…» 

Пик проблемы пришелся на 2014 год: вся гигантская дуга бухты Находки, начиная от мыса Астафьева, стала цепочкой угольных терриконов. Там, где раньше принимали, обрабатывали рыбу, морепродукты, минеральные удобрения, технологическую щепу, контейнеры... - всюду громоздились гигантские горы угля. Даже лес-кругляк, на что ходовой товар, отодвинули, на лесном терминале - те же терриконы. «Угольная лихорадка», весь город в угольной пыли, специальные бригады отмывают городские памятники.

С председателем Общественной палаты Приморского края, директором Дальневосточного отделения Института истории, археологии и этнографии РАН Виктором Лаврентьевичем Лариным мы говорили о проблеме перевалки угля – как важную с точки зрения именно сохранения населения Приморья. Созданная Общественной палатой рабочая группа (руководитель – общественный деятель и бизнесмен Валентин Лабонин) отыскала пути решения. 

Главный путь – специализация. 

Переломный год

За первое полугодие 2014 года ОАО «Восточный порт» в бухте Врангеля по объёмам отгрузки угля обошел все остальные порты Находки, вместе взятые: 10,76 млн. тонн против 10,58... Результат был достигнут без каких-либо административных мер. Только новое оборудование плюс специализация. Правильный угольный терминал - это сложный завод: тандемные вагоноопрокидыватели, ветрозащитные сооружения, стакеры, реклаймеры (специализированные роторные установки, грузящие уголь), закрытые конвейеры, похожие на гигантские трубы.

И это ещё не всё. То, что для обывателя «просто уголь», - на самом деле 30 различных марок. Раздельное хранение, погрузка предполагают дополнительное оборудование, десятки гектаров площади. Далее: шахты, карьеры – не стерильные операционные. В поток угля попадает много посторонних предметов, вагонный парк добавляет свои обломки, остатки прошлых грузов. Здесь проблема решается с помощью магнитоулавливателей, которые за смену  набирают контейнеры мусора. Конечно, купят уголь любой кондиции, особенно при «перегретом рынке», но… чудес не бывает: необработанный идет с большим «дисконтом». 

Ну а главное – чистота перевалки. На терминале «Восточный порт» - системы очистки воздуха со степенью фильтрации 98%. Над открытыми складами – 240 оросителей, аспирационные установки, системы туманообразования. Мощная снегогенераторная установка - также защита от угольной пыли. Плюс системы пылеподавления на самой последней стадии в трюме корабля. Вода, использованная в этих экранах, искусственном тумане, снеге, собирается, очищается и запускается в новые циклы. 

И всё это работает. Итог: в Восточном порту, который является «промзоной», воздух, улицы, стены домов чище, чем в жилых микрорайонах Находки. Предприятие осуществляет сегодня переработку экспортно-импортных грузов на площади 132 га, имеет 8 морских причалов протяжённостью 2,4 км. Глубина у причалов позволяет принимать суда водоизмещением до 150 тысяч тонн.