То, что сегодня происходит в финансовой системе стран «золотого миллиарда», некоторые шутники называют «денежным коммунизмом». Речь идёт о том, что деньги во многих странах Запада стали… бесплатными - в том смысле, что их можно получить в долг без процентов. А в некоторых случаях получателю денег ещё приплачивают «премию», то есть дают деньги под нулевой или даже отрицательный процент.
168 лет назад Карл Маркс в «Манифесте коммунистической партии» написал: «Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма». Перефразируя, можно сказать, что если в начале XXI века призрак «денежного коммунизма» только начинал бродить по Европе, то полтора десятка лет спустя призрак уже материализуется.
«Денежный коммунизм» шагает по Европе
Этапы становления «денежного коммунизма» выглядят так.
1. Уже в конце ХХ века реальные процентные ставки по многим операциям с ссудным капиталом стали уходить в минус. Номинальные процентные ставки по кредитам, займам, долговым бумагам, депозитам и другим финансовым инструментам были положительными, но они нередко съедались инфляцией.
2. После мирового финансового кризиса 2007-2009 гг. центробанки ряда европейских стран (первые из них – Дании и Швеции) установили отрицательные процентные ставки по своим депозитам. Позднее (в 2014 году) то же самое сделали Европейский центральный банк (ЕЦБ) и Центробанк Японии (с 1 февраля 2016 года).
3. На отрицательные процентные ставки по депозитам стали переходить коммерческие банки некоторых стран, особенно банки Швейцарии.
4. Центробанки некоторых стран стали применять отрицательный процент и по активным операциям, например по операциям РЕПО (в частности, Центробанк Дании). У ЕЦБ базовая ставка находится на нулевой отметке.
5. Казначейства (министерства финансов) ряда стран после финансового кризиса 2007-2009 гг. стали практиковать отрицательные проценты по своим долговым бумагам (облигациям).
6. С прошлого года некоторые коммерческие банки Дании и Бельгии стали выдавать ипотечные кредиты с «премией», т.е. под отрицательный процент.
7. Появились прецеденты эмиссии некоторыми компаниями корпоративных облигаций с отрицательным процентом.
Случаи введения отрицательного процента имеются практически по всем основным видам операций с использованием ссудного капитала. Отрицательный процент захватывает всё новые сегменты экономики и усиливает свое влияние на общую экономическую ситуацию. Начинается стремительный марш отрицательного процента по странам «золотого миллиарда».
2 июня Европейский центральный банк подтвердил, что его базовая ставка на ближайший квартал останется на нуле. Более того, президент ЕЦБ Марио Драги уже заявлял, что не исключает установление отрицательной базовой ставки. Отметим, что базовая ставка ЕЦБ – ориентир, который используется для установления процентных ставок коммерческих банков. На неё также ориентируются долговые бумаги с плавающими процентными ставками (а таковых в Европе большая часть).
Немецкий Центробанк (Bundesbank) размещает на своем сайте статистику по процентным ставкам государственных облигаций Германии. 6 июня средняя ставка по таким облигациям впервые опустилась ниже 0 и составила минус 0,02%. Предыдущий рекорд равнялся 0 и был установлен в апреле этого года. На данный момент все государственные облигации Германии со сроками погашения до 9 лет имеют отрицательные процентные ставки. Денежные власти Германии намекают, что в ближайшее время не исключается, что в минус уйдут даже 10-летние бумаги.
По данным Швейцарского национального банка, в Швейцарии в марте были выпущены долговые государственные бумаги со сроком погашения в 2030 году, причем они имели купон с фиксированным процентом, равным 0,5. А в начале июня там была выпущена новая серия бумаг с датой погашения в 2029 году (13 лет), причем их купон был уже нулевым. Это рекорд для таких длинных бумаг. Обратим внимание, что до сих пор в Европе в нуле или минусе были в основном бумаги с плавающими ставками. В данном случае речь идет о фиксированном проценте.
Из Европы эпидемия перекинулась на Японию. Через месяц, после того как Центробанк этой страны установил отрицательную ставку по своим депозитам (с 1 марта 2016 г.), японское казначейство выпустило долговые 10-летние бумаги с номиналом в 100 иен и ставкой минус 0,024%. О более коротких долговых бумагах Японии говорить не приходится. Ещё в конце 1990-х годов, когда Европа жила при большом «плюсе», Япония уже практиковала эмиссию коротких бумаг с нулевыми ставками, пытаясь таким образом выйти из затяжной рецессии.
О бодром марше отрицательных ставок красноречиво свидетельствует опубликованная в первых числах июня многими СМИ информация рейтингового агентства Fitch Ratings: суммарная стоимость облигаций с отрицательной доходностью впервые превысила 10 трлн. долларов. Она выросла на 5% по сравнению с апрелем и достигла в мае 10,4 трлн. долларов. К слову сказать, средняя доходность на мировом рынке государственных облигаций упала, по данным Bank of America Merrill Lynch, до нового рекордно низкого значения в 0,67% годовых.
Эпидемия отрицательных процентов захватила корпоративные бумаги
Консервативные инвесторы, привыкшие покупать государственные долговые бумаги, сегодня в полной растерянности. Этой ситуацией пользуются корпоративные эмитенты бумаг, предлагая свои облигации с символическим процентом. Уже несколько лет наблюдается бум эмиссии корпоративных облигаций, получивших высокие оценки рейтинговых агентств. По данным Dealogic, за пять первых месяцев текущего года (с января по начало июня) объём выпуска корпоративного долга в мире превысил 1 трлн. долл. Корпоративные бумаги выпускаются как с плавающими ставками, так и с фиксированными купонами. Пока ещё ни одна компания не разместила облигации с фиксированной отрицательной доходностью, но гиганты мирового бизнеса Sanofi и Unilever уже выпустили бумаги с нулевыми купонами.
А у некоторых корпоративных облигаций с плавающей ставкой уже образовался минус. Вот данные из статьи Financial Times «Корпоративные бонды присоединяются к клубу отрицательных ставок» за 2 июня. Согласно облигационным индексам, составляемым банком Barclays, в еврозоне с отрицательной доходностью торгуются краткосрочные корпоративные бонды, номинированные в евро, более чем на 36 млрд. долл. Среди них – бумаги таких европейских и американских ТНК, как Johnson & Johnson, General Electric, LVMH, Philip Morris.
По оценке Tradeweb, находящиеся в минусовой зоне корпоративные бумаги, которые обращаются на европейском рынке, номинированы в евро и учитываются в основных индексах, составили в мае текущего года около 140 млрд. евро. Это порядка 5% всех бумаг данного класса. Ещё в марте таких отрицательных корпоративных бумаг было 4 %. Если же учитывать бумаги, номинированные в евро и не включаемые в индексы, то, по оценкам Tradeweb, таких бумаг в отрицательной зоне обращается на 380 млрд. долл. Если прибавить бумаги в швейцарских франках и иенах, цифра будет ещё больше, полагают специалисты финансового информационного агентства Markit.
Тупики «денежного коммунизма»
Возникает вопрос: каким образом эмитенты бумаг торгуют себе в убыток? Сразу отметим, что за некоторыми исключениями убытков пока нет. И нет их потому, что государства и корпорации, осуществляющие первичное размещение бумаг, получают за них суммы, превышающие номиналы. Государственные облигации Германии, средняя доходность которых составляет 0,1%, с начала года благодаря росту цен принесли 4,2% дохода, свидетельствуют данные Barclays. За тот же период на японских долговых бумагах можно было заработать 5,2%, хотя их средняя доходность – минус 0,06%. Пока на рынках действует правило: чем ниже доходность (больше убыточность) бумаги, тем выше её рыночная цена. Иначе говоря: процентные ставки уходят в минус, а бонус (превышение цены над номиналом бумаги) – в плюс.
Таковы парадоксы «рыночной» экономики наших дней. Однако в том-то и дело, что она уже давно перестала быть рыночной. Последние остатки так называемого рынка уничтожены центральными банками в процессе «количественных смягчений» (КС). В США лишь недавно завершилась реализация трёх программ КС, которые полностью парализовали американскую экономику. Там на протяжении многих лет был «денежный коммунизм», который выражался в том, что ключевая ставка ФРС США находилась в диапазоне от 0-0,25%. При этом Федеральный резерв, подобно пылесосу, засасывал различные долговые бумаги, в том числе те, которые в старые добрые времена называли «мусорными». Теперь Америка не может выбраться из этого капкана. Недавнее повышение ставки ФРС всего на ¼ проц. пункта породило кучу негативных последствий для американской экономики и поставило мир на грань финансового кризиса. 14-15 июня проходит очередное заседание совета управляющих ФРС США, на котором обсуждается вопрос о возможном повышении ключевой ставки ещё на четверть пункта, однако не думаю, что управляющие Федерального резерва на это не решатся.
ЕЦБ как могильщик Европы
А Европа тем временем находится в апогее реализации своей программы КС. ЕЦБ должен в общей сложности «засосать» долговых бумаг на сумму 1,7 трлн. евро. Ежемесячная норма для ЕЦБ – 80 млрд. евро. К настоящему времени план уже наполовину выполнен. Создаётся эйфория благополучия, подобная той, которую испытывает наркоман после получения очередной дозы. Марио Драги не желает извлекать уроки из американского опыта реализации программы КС. Программа КС, реализуемая ЕЦБ, и является разгадкой секрета того, что бумаги с отрицательным процентом торгуются с премией и обеспечивают видимость благополучия. Завершится программа КС - и на следующий же день премия исчезнет, появится не только номинальный, но и реальный минус. Сработает спусковой крючок финансового коллапса Европы, который в свою очередь может стать спусковым крючком глобального финансового коллапса.
В заключение отметим, что тема «денежного коммунизма» в Европе тесно связана с референдумом 23 июня по вопросу о членстве Великобритании в ЕС. Марио Драги уже пытался давить на Банк Англии, призывая его последовать примеру ЕЦБ и ввести отрицательные процентные ставки. Банк Англии в ответ заявил, что пока воздерживается от такого шага. Результаты референдума косвенно повлияют на решение вопроса о возможности установления в Великобритании «денежного социализма». Во всяком случае, евроскептики туманного Альбиона выступают против следования в фарватере политики ЕЦБ и к идеям «денежного социализма» относятся отрицательно.