Из Никарагуа 14 июня были высланы американцы, деятельность которых вызвала обоснованные подозрения властей. Двое из них из таможенно-пограничной службы США (Customs and Border Protection) без согласования с властями страны пытались «проверить» работу никарагуанской таможни. Ими же предпринимались шаги к получению информации о поставках военного снаряжения из России, в том числе хронограммы поступления танков Т-72. Посольство США в Манагуа выступило с протестом по поводу высылки и объяснило интерес своих «ревизоров» к режимным объектам задачами борьбы с международным терроризмом.
Из страны был также выдворен Эван Эллис (Evan Ellis), профессор Военного колледжа Министерства обороны США, прибывший в Никарагуа одновременно с «ревизорами» и поселившийся в том же отеле Hilton Princess. Если судить по публикациям, академическая продуктивность Эллиса необычайно высока. Специализируется он на проблемах китайского и российского проникновения в страны Латинской Америки и Карибского бассейна, прибегая обычно к конфронтационной терминологии холодной войны.
В Никарагуа Эллиса интересует Межокеанский канал, который строится в этой стране. По словам профессора, он готовил свой визит в Манагуа в частном порядке и предварительно обсуждал программу поездки с послом Никарагуа в США, с президентом дирекции Межокеанского канала Мануэлем Коронелем Каутцем, рядом других ответственных никарагуанских чиновников. Планировались встречи по сбору информации о канале с функционерами правительства, бизнесменами, дипломатами, журналистами, активистами социальных движений.
Однако профессору удалось пробыть в Никарагуа не более суток. Где-то «прокололся»: пообщался с агентом сандинистской контрразведки, приоткрыл свои недружественные планы. В итоге до высылки Эллис успел побывать только на фотовыставке, организованной «Национальным советом в защиту земли, озера и суверенитета» - неправительственной организацией, выступающей против строительства канала. В тот же вечер в номер к Эллису пришли сотрудники миграционной службы и заявили, что он не имеет официального разрешения на проведение расследования в отношении Межокеанского канала и потому должен незамедлительно покинуть страну. Ближайшим авиарейсом американца отправили в США.
После высылки Эллис не сдержался и высказался в Интернете. Все его обвинения совпадают с позицией Вашингтона, который враждебно относится к строительству Никарагуанского канала, вероятного конкурента Панамского, находящегося под неофициальным контролем США.
Прежде всего, Эллис ставит под сомнение реализуемость проекта и заявляет, что «правительство Никарагуа распоряжается проектом канала под покровом секретности; возможно, для прикрытия персональной выгоды тех, кто в нём участвует с никарагуанской стороны».
Для Эллиса высылка дипломатов США является свидетельством того, что «стратегия уважительного и конструктивного компромисса с никарагуанским режимом не работает». Поэтому администрация США в преддверии ноябрьских выборов в Никарагуа «имеет право и моральное обязательство взаимодействовать с группами гражданского общества, чтобы продвинуться к значимой демократии». Отказ наблюдателям от администрации США и Центра Картера следить за выборами в Никарагуа - это для Эллиса «ограничение демократии». Поэтому именно сейчас, призывает он, Соединённым Штатам следует вмешаться, чтобы Никарагуа окончательно не скатилась к авторитарному режиму, «подобному венесуэльскому». Говоря о возможности «преступного поведения» никарагуанских властей, Эллис указывает на необходимость их перманентного мониторинга силовыми структурами США. Звучат в его публикации и угрожающие нотки: «Те, кто связан с транснациональной организованной преступностью или обогащается за счёт никарагуанского народа, не избегнут правосудия, не смогут воспользоваться своими преступными доходами, когда оставят свои посты».
Предложение Эллиса о мониторинге не случайно: сандинистское руководство – постоянный негативный раздражитель для администрации Обамы. Об интенсивной слежке спецслужб США Даниэлю Ортеге хорошо известно. Но он, как в своё время Уго Чавес, относится к этому спокойно, потому что тайных зарубежных счетов не имеет, как и склонности к клептократии. Другой мотив для нападок на «режим Ортеги» - военно-техническое сотрудничество Никарагуа с Россией. Здесь Эллис тоже призывает не снижать градус бдительности. Например, «Учебный центр имени маршала Жукова»: для чего он на самом деле используется? Только ли для подготовки специалистов для сухопутных войск? Или другой пример - поставка в Никарагуа двух ракетных и четырёх патрульных катеров. Зачем так много? Это же развязывание Россией небывалой по масштабам гонки вооружений в акватории Карибского моря и Тихого океана! Обеспокоился Эллис и поставками в Никарагуа модернизированных танков Т-72Б1. Первая партии – 20 единиц, всего же никарагуанские танкисты до конца года получат 50 бронемашин. Чтобы сандинисты не бряцали безнаказанно стальными мускулами, Эллис рекомендует энергичнее работать с соседями Никарагуа, например с Коста-Рикой. Что в данном случае имеет в виду американский профессор, не совсем понятно. Оказать традиционно миролюбивой Коста-Рике помощь в создании полноценной регулярной армии? Или создать на её территории очередную базу Пентагона?
Известно, что в декабре прошлого года работы по Межокеанскому каналу в Никарагуа были отложены до августа текущего года. Причиной, вызвавшей задержку, стали финансовые сложности у основного подрядчика – гонконгского консорциума НКNicaragua Canal Development Investment Co. Эллис констатирует, что с момента создания первой инфраструктуры мегапроект не слишком продвинулся: не были построены два глубоководных порта, склады, фабрики стройматериалов, завершение которых намечалось на апрель 2016-го. К тому же всё активнее действуют экологические НКО, поощряемые американцами и подстёгивающие протесты крестьян, которые вдруг озаботились вырубкой лесов вдоль озера Никарагуа, рек Брито и Лас-Лахас.
При содействии таких экспертов, как Эллис, проамериканские СМИ внушают никарагуанцам, что канал - это «пропаганда сандинистов» и что сложности его строительства труднопреодолимы. По этой же причине в массмедиа США и подконтрольных американцам СМИ в Латинской Америке уделяется особое внимание освещению работы модернизированного Панамского канала. Лейтмотив очевиден: в Западном полушарии можно обойтись без альтернативных каналов, потому что Панамский способен «решить практически все проблемы» азиатско-американской торговли, вплоть до пропуска кораблей вместимостью до 14 тыс. контейнеров. Появилась и соответствующая картинка: китайский контейнеровоз Cosco Shipping Panama успешно прошёл через новые шлюзы Панамского канала.
В преддверии выборов в Никарагуа Вашингтон делает всё возможное для подрыва позиций Даниэля Ортеги, который вновь выдвинут кандидатом на президентский пост партией «Сандинистский фронт национального освобождения». Именно этим объясняется засылка в страну различного рода эмиссаров и экспертов.
Пятая колонна в Никарагуа находится в изоляции и нуждается в поддержке. Часто для поддержки используются граждане латиноамериканских стран. Так, Виридиана Риос (Viridiana Ríos), мексиканская сотрудница Центра имени Вильсона в Вашингтоне, после высылки американцев в панике покинула Никарагуа, потому что ей показалось, что и за ней следят. По её словам, она занималась сбором информации по проблемам обеспечения гражданской безопасности. Некоторые её разработки используются ЦРУ, ДЕА и ФБР. Так что причины для паники и бегства у неё всё-таки были. Подозрительные события разворачиваются и по поводу группы латиноамериканских студентов-экологов, которые были задержаны на юге Никарагуа. Судя по всему, эти «экологи» обучали индейцев взрывным работам.
Высылка иностранных провокаторов показывает, что сандинисты не допустят дестабилизации в стране. Отсюда истерические кампании в международных СМИ по поводу «диктатуры Ортеги».
Социально-экономический прогресс Никарагуа, повышение уровня жизни никарагуанцев, стабильность и безопасность (по сравнению с ростом преступности в большинстве центральноамериканских стран) – это во многом заслуга президента Ортеги. Он последовательно отстаивает интересы Никарагуа на международной арене и пользуется поддержкой подавляющего большинства никарагуанцев. Поэтому подрывные технологии спецслужб США и «стратегия хаоса» в Никарагуа не срабатывают.