Враги у нового украинского государства, получившего вторую жизнь на майдане 2013-2014 годов, повсюду. Журналистка Елена Глищинская была арестована в конце апреля 2015 года по обвинению в сепаратизме и государственной измене только за то, что была активисткой общественного движения «Народная Рада Бессарабии» и организовала круглый стол на тему «Многоликая Бессарабия: региональный аспект деятельности этнокультурных групп», где шла дискуссия о создании учебника по истории родного края для школьников. По мнению СБУ, это была подготовка к «вызову общего недовольства фактом пребывания девяти районов Одесской области в составе Украины и созданию почвы для активных действий по отмежеванию их территорий». Глищинской вменяли в вину и то, что она причастна к «распространению мнения о национально-культурной самобытности указанных районов и возможности на местном уровне принимать законодательные акты».
За год в СИЗО Елена Глищинская перенесла невероятные страдания: над ней, беременной третьим ребёнком, откровенно издевались, отказывая в срочной госпитализации и даже в «неотложке». Строгий постельный режим, назначенный докторами при угрозе срыва беременности, узнице СБУ приходилось «соблюдать» в холодных подвалах – никто не обращал внимания на здоровье Елены в дни судебных заседаний. Малыш родился чудом и тут же попал в реанимацию. Дальше его отправили в перинатальный центр, а измученную тяжёлыми родами маму вернули в СИЗО. И только тогда разразился международный скандал – бесчеловечное отношение украинского государства к Елене Глищинской и её маленькому сыну уже не удалось скрыть. А 14 июня она с ребёнком на руках оказалась в Москве – её обменяли вместе с коллегой Виталием Диденко, который тоже был обвинён за участие в «Народной Раде Бессарабии», осуждён на три года и отбывал наказание в колонии Ровенской области.
Эти люди терпели лишения ни за что. За топоним – название исторической области.
По той же самой причине – ни за что – 28 июня в Харькове была задержана Алла Александровская. У неё имеется звание «Почётный гражданин города», она была народным депутатом Верховной рады четырех созывов от Коммунистической партии Украины, ныне запрещённой. В розыск объявлен сын Александровской. Спустя два дня местный суд избрал меру пресечения для 67-летней женщины: содержание под стражей два месяца без права залога. Александровскую обвиняют в посягательстве на территориальную целостность Украины и в том, что она якобы имела намерение подкупить в Харьковской области депутатов каких-то районных советов, чтобы те приняли обращение к парламенту то ли об особом статусе этих районов, то ли об объявлении их свободной экономической зоной. При этом даже в среде политических экспертов, подпевающих киевскому режиму, этот арест считают показательной акцией устрашения. «Арест Александровской, на мой взгляд, должен восприниматься как фактор устрашения, чтобы все остальные остановились, задумались и перестали дальше расшатывать ситуацию в регионе... Тем более что рядом – за 40 километров – уже Белгородская область РФ», – прокомментировал Вадим Карасёв, директор украинского Института глобальных стратегий. «Это борьба, скажем так, с видными фигурами прошлого политического режима, и теми, кто может рассматриваться в качестве "пособников России"», – заметил украинский политолог Владимир Фесенко.
В рядах украинских националистов арест Аллы Александровской вызвал бурное ликование. При этом неважно, виновата она в чём-то или нет: «патриоты» призывают в любом случае «не останавливаться на этой тётке» и рассматривать её как фигуру для обмена.
Между тем Александровской грозит десять лет тюрьмы. Фактически за топоним «Слобожанщина», поскольку арестованная была лидером общественного движения с таким названием. А оно, это название, опасно само по себе, поскольку историческая область Слобожанщина расположена на территориях районов Харьковской, Донецкой, Луганской, Сумской, Белгородской, Курской и Воронежской областей. Даже жить в Слободской Украине по нынешним меркам – уже быть «пособником России». А уж произносить название края вслух, да еще и именовать что-либо «Слобожанщиной» – государственная измена и посягательство на украинские территории.
Топонимика на юго-востоке Украины теперь имеет право существовать только в границах административных единиц. Никакой Бессарабии. Никакого намёка на Слобожанщину. А есть ведь и еще более пугающие киевский режим исторические названия территорий, которые совсем недавно, всего четверть века, числятся за независимой Украиной: Новосербия на территории Запорожской области, Славяносербия на территории Луганской области, Новороссия на землях днепровских, полтавских, херсонских и кировоградских, Область Войска Донского, которой принадлежала большая часть территорий нынешних Донецкой и Луганской народных республик.
(Окончание следует)