Иран как сосед Турции отреагировал на попытку переворота там в числе первых, осудив попытку военных захватить власть. Президент ИРИ Хасан Роухани, выступая 17 июля в провинции Керманшах на западе Ирана, заявил, что эпоха переворотов, танков и пушек прошла. Если несколько военнослужащих пытаются оспорить результаты всенародного голосования и свергнуть правительство Эрдогана, то Исламская Республика Иран в соответствии со своими принципами выступает против любых переворотов.
С заявлениями в поддержку законного турецкого правительства выступили и другие руководители ИРИ. Спикер иранского парламента Али Лариджани поздравил своего турецкого коллегу с провалом переворота, отметив, что Тегеран «всегда поддерживал национальный суверенитет и волю демократически избранных правительств». Секретарь Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) Али Шамхани подчеркнул, что «исход событий в Турции определила воля турецкого народа» и «бдительность политических партий, которые своим участием сорвали планы путчистов».
Президент Роухани провел незапланированное заседание ВСНБ ИРИ, чтобы обсудить последние события в Турции. В Иране приняты экстренные меры безопасности, граница с Турцией протяжённостью 312 миль временно закрыта, в повышенную боевую готовность приведены дислоцированные в приграничных районах иранские воинские части и подразделения народного ополчения (басидж). Министр информации (государственная безопасность) Мохаммад Алави заверил, что ИРИ внимательно следит за «преобразованиями» в Турции, а необходимые меры по линии спецслужб приняты.
В течение двух суток министр иностранных дел Джавад Зариф трижды разговаривал по телефону со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу. В официальном заявлении МИД ИРИ подчёркивается, что Иран заинтересован в том, чтобы «полная стабильность и спокойствие возвращались в страну (Турцию. – Н.Б.) как можно скорее».
В целом для реакции иранских руководителей на попытку переворота в Турции характерно то, что тональность заявлений выдержана в соответствии с реакцией из офиса духовного лидера ИРИ аятоллы Хаменеи. Советник главы государства по внешней политике Али Акбар Велаяти выступил первым и сделал акцент на недопустимости для иранского руководства относиться с одобрением к любым попыткам свергнуть демократически избранные правительства силой. Это касается не только Турции. Как пояснил Велаяти, ИРИ последовательно выступает против любого незаконного захвата власти в других странах. Персонально о президенте Турции в заявлении Велаяти не говорится, но упрек в адрес его ближневосточной политики сделан недвусмысленный.
Велаяти прямо говорит о том, что руководство Ирана поддерживает законное правительство Турции и вправе ожидать, что Анкара сделает то же самое в отношении правительства Башара Асада. В окружении лидера Ирана аятоллы Хаменеи считают справедливым ожидать от президента Эрдогана уважения мнения и воли сирийцев. Тегеран неоднократно призывал турецкого президента отказаться от плана смены правительства Сирии военным путем. Иранцы предупреждают руководство Турции, что подобная стратегия ведет к их изоляции и от Тегерана, и от Москвы, не гарантируя при этом поддержки Вашингтона.
К Эрдогану у иранцев накопилось много вопросов, скорее даже претензий. Выдвинутый уже бывшим министром иностранных дел Турции Ахметом Давутоглу лозунг «Никаких конфликтов с соседями» в отношении Ирана работает слабо. Достаточно вспомнить о решении Турции предоставить свою территорию для размещения системы ПРО НАТО. Радиолокационная станция раннего оповещения о ракетном нападении, входящая в систему противоракетной обороны НАТО в Европе, начала работу 1 января 2012 года, именно в тот момент, когда США и Евросоюз ввели новые санкции против Ирана, объявив, по сути, Тегерану экономическую блокаду. В тех условиях получение американскими военными возможности контроля воздушного пространства северо-западной части Ирана справедливо рассматривалось как опасный шаг в подготовке вооружённого конфликта. Тем более что РЛС НАТО может непосредственно выдавать целеуказания своим ракетным ударным комплексам.
Другим поводом для нового витка напряжённости в ирано-турецких отношениях стало решение Совета НАТО (2013 год) о размещении на территории Турции зенитных ракетных комплексов (ЗРК) «Пэтриот». В Тегеране увидели в этом решении угрозу своей национальной безопасности, а начальник Генерального штаба Вооруженных сил Ирана Фирузабади даже заявил, что «размещение системы противоракетной обороны на сирийско-турецкой границе может привести к мировой войне».
В целом, благодаря гибкости иранской дипломатии, Тегерану удаётся не допускать в отношениях с Турцией перерастания политических разногласий и регионального соперничества в прямую конфронтацию. Иран является вторым крупнейшим поставщиком энергоносителей в Турцию после России, а в перспективе может рассчитывать стать первым. Несмотря на американские санкции, Турция никогда не отказывалась от энергетического сотрудничества с Ираном. У обеих стран остаются совместные замыслы по транспортировке газа в европейские страны. Турция не теряет также надежды стать транзитным коридором между Европой и Ираном, предлагая Ирану проложить новые маршруты транспортировки газа через свою территорию. Не подвергается сомнению иранцами и важность 15-миллиардного товарооборота с Турцией.
Географически и политически Турция и Иран тяготеют к Ближнему Востоку, но этнически остаются чуждыми для арабского большинства этого региона. Ранее Иран не без оснований рассчитывал, что продвижение единой позиции в арабском мире может стать основой взаимодействия с Анкарой на региональном уровне. Внешняя политика Турции всё более концентрируется на мусульманском мире и здесь для Ирана важно не допустить союза Анкары и Эр-Рияда.
Это прозвучало и в реакции президента Роухани на попытку переворота в Турции. Напомнив, что на Ближнем Востоке существует режим, который по-прежнему поддерживает террористов и сбрасывает бомбы на головы мирного населения Йемена, президент Ирана сказал, что единственным путём решения нынешних кризисов в Сирии, Ираке, Бахрейне и Йемене являются избирательные урны. В том, что речь шла о Саудовской Аравии, сомнений нет.