Новые перспективы «Турецкого потока» и не только

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Проект газопровода «Турецкий поток» вновь стоит для Москвы и Анкары в политической повестке дня. По итогам переговоров, состоявшихся 26-27 июля между российским вице-премьером Аркадием Дворковичем и его турецким коллегой Мехметом Шимшеком, стороны подтвердили готовность к возобновлению диалога по вопросам, представляющим взаимный интерес. А министр экономики Турции Нихат Зейбекчи подчеркнул, что период конфликта двух стран никак не затронул проект «Турецкий поток». 

Решающее слово в этом вопросе должны будут сказать президенты двух стран. Первая после «разморозки» российско-турецких отношений встреча глав государств Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана пройдёт 9 августа в Санкт-Петербурге.

Стороны уже проработали возможные механизмы финансирования и проекта «Турецкий поток», и других совместных российско-турецких проектов. Как заявил министр экономического развития Алексей Улюкаев по итогам встречи в Москве с турецким коллегой Нихатом Зейбекчи, Россия и Турция возобновляют переговоры о создании совместного инвестиционного фонда. Фонд должен содействовать возвращению двустороннего сотрудничества на тот уровень, который существовал до инцидента со сбитым турками российским самолётом. «Конечно же, мы ставим задачи восстановить все лучшее, что было в наших торгово-экономических, инвестиционных отношениях до ноября прошлого года. Ну и пойти дальше», - подчеркнул А.Улюкаев.

Насколько реальными являются перспективы прокладки «Турецкого потока» и какие последствия может иметь возобновление этого проекта для ситуации на европейских энергетических рынках? Здесь в первую очередь нужно иметь в виду, что российско-турецкие связи по линии энергетики являются для Москвы и Анкары важнейшей сферой взаимодействия, которую стороны негласно договорились сохранять в неприкосновенности даже на пике последнего кризиса в отношениях. Турция остается вторым по величине покупателем российского газа после Германии, причем объемы закупок за последние пять лет сохраняются на одном уровне вне зависимости от всех политических потрясений (26 млрд кубометров газа в 2011 году и 27 млрд кубометров в 2015-м). 

Есть ещё одно важное обстоятельство: в силу ситуации, существующей на газовом рынке, без России и Турции не может быть обеспечена надежная энергобезопасность Европы. Российские запасы природного газа и транзитные возможности Турции создают солидную основу для двустороннего взаимодействия двух крупных государств Евразии – и это служит одной из причин давления, которое оказывают на Анкару Вашингтон и Брюссель. Энергетический альянс России и Турции способен поставить в положение «вне игры» не только украинский транзит. По некоторым данным, страх перед российско-турецким энергетическим союзом и стал одним из главных внешних факторов, обусловивших попытку военного переворота в Турции

Имеет значение для российско-турецкого энергетического диалога и то, что Польша создаёт препятствия для реализации проекта «Северный поток - 2». В нарушение собственных планов подключения к данной газопроводной системе Варшава отказывается дать разрешение на создание совместного предприятия в целях сооружения газопровода. Польский антимонопольный регулятор UOKiK не согласовал заявку на создание СП, несмотря даже на то, что заявка носит международных характер, а ее участниками выступают «Газпром», E.ON, Engie, OMV, Shell и Wintershall. Если исходить из нормативов ЕС, то Польша вполне может заблокировать сооружение газопровода «Северный поток – 2», хотя его маршрут должен пройти за пределами польской экономической зоны. И хотя окончательное решение польского антимонопольного регулятора ожидается осенью, к этому времени на случай блокирования проекта «Северный поток – 2» должна наступить ясность с проектом «Турецкий поток»: таковы объективные правила игры на газовом рынке.

Внимание к предстоящей 9 августа встрече Путина и Эрдогана приковано по многим причинам. «Российско-турецкий саммит знаменателен не только тем, что состоится после 9 месяцев крайне напряженных взаимоотношений и сразу после несостоявшегося путча, но и потому, что будет происходить на фоне резко ухудшающихся отношений Турции с Западом», - комментирует предстоящее событие азербайджанское издание Haqqin.az. 

Еще более определенно высказывается на сей счёт турецкое издание Birgün: «Россия одной из первых осудила переворот, и, более того, слухи о том, что русские предупредили Анкару о готовящейся попытке переворота, растопят лед между странами, отношения которых несколько месяцев переживали кризис… Даже малейшая волна в Турции, выполняющей функцию часового в Передней Азии для двух таких международных империалистических организаций, как НАТО и ЕС, вмиг способна перекинуться на континентальную Европу». 

Так или иначе, если Москва и Анкара сумеют оставить позади всё, что разделяло их в последние месяцы, и выйти на новый уровень энергетического сотрудничества (газовая и атомная энергетика), Евросоюз встанет перед необходимостью серьёзно переосмыслить целый ряд важных направлений своей внешней и внешнеэкономической политики.

Статьи по теме