Набирающий в США силу скандал со взломом серверов Национального комитета демократической партии и последующим размещением на WikiLeaks более 20 000 сообщений и других документов по своим возможным последствиям многие сравнивают с известным Уотергейтским скандалом. Только вот на этот раз попались не республиканцы, а демократы, партийное руководство которых, судя по этой информации, использовало крайне неблаговидные методы закулисного вмешательства в ход праймериз в пользу своего фаворита Хиллари Клинтон и против Берни Сандерса. При этом вместо разговора по существу перехваченных документов демократы, а вместе с ними, пожалуй, и подавляющая часть ведущих американских СМИ сводят оборонительную тактику к указанию на то, что взлом этих данных осуществило российское ГРУ и, дескать, поэтому доверия к ним быть не должно. Как будто пресловутый «российский след» априори оправдывает любые беззакония.
Аналитический сайт DEBKAfile's, близкий к израильской военной разведке АМАН, по определению вплотную интересующейся деятельностью ГРУ, провел собственное расследование этого вопроса и пришел совсем к другим выводам по поводу источников утечки данных материалов. Прежде всего, израильтяне указывают на то, что лидеры демократов, включая Х. Клинтон, собственным поведением доказывают полную аутентичность размещенного на WikiLeaks контента. Сместив за сутки до того, как она должна была открыть партийный съезд, главу Национального комитета демократической партии Дебби Вассерман Шульц (Debbie Wasserman Schultz), а также обратившись в ФБР за помощью в расследовании, они показали всем – документы подлинные.
ФБР в свою очередь наняло компанию в области кибербезопасности CrowdStrike, которая обнаружила на сервере демократов вредоносное программное обеспечение (Advanced Persistent Threat) на основе двух «спящих» вирусов, которые тайно собирали и переправляли своим хозяевам всю информацию о партийных делах. Не затрудняя себя особыми доказательствами, в качестве режиссеров указанной операции CrowdStrike совместно с ФБР почти мгновенно указали на специальные киберподразделения ГРУ Генштаба ВС РФ, видимо, для пущей убедительности.
Однако DEBKAfile's со ссылкой на источники в израильской разведке и среди военных специалистов в области кибербезопасности сообщает, что вопреки данным утверждениям, указанная операция «почти наверняка» не могла быть проведена ГРУ. В пользу этого сайт приводит четыре группы аргументов.
Во-первых, там указывают на то, что, несмотря на все громкие утверждения и разоблачения последнего времени, российская система кибервойны по-прежнему остается «черной дырой» для всего Запада. Известно только, что она высоко эффективна. Но ничего не известно ни о ее методах операций, ни об их масштабах, ни о взаимодействии с партнерами в других странах. На Западе никто еще не владеет информацией ни о структуре этой системы, ни об инструментах и средствах, имеющихся в ее распоряжении. Кроме того, любое подразделение российской разведки никогда бы не оставило на осуществленном взломе якобы обнаруженные там электронные подписи «Изобретательный медведь» и «Ласковый медведь» (Fancy Bear и Cozy Bear). Слишком очевидно, на кого указывают данные термины.
От себя хотелось бы добавить, что, если бы кибервоинам ГРУ надо было бы скрыть свою страну, то они, конечно, никогда бы не использовали, по существу, национальный тотем. Но если они не ставили бы перед собой задачу скрыть авторство, то вместо медведя явно использовали бы какое-нибудь летающее изображение. Достаточно войти в Википедию, чтобы увидеть, что эмблемы медведя нет ни в одном подразделении ГРУ, - это всегда либо летучая мышь, либо сова, либо еще какая-то гордая птица, символизирующая быстроту, всепроникаемость и точность, а не грубую мощь.
Во-вторых, как отмечают израильтяне, разведывательные организации, и Россия тут не исключение, обычно полностью сфокусированы на получении стратегических и экономических данных из области безопасности. Трудно себе представить, чтобы российская военная разведка, ресурсы которой довольно перенапряжены, расходовала время и людские ресурсы на выяснение «взглядов Национального комитета демократической партии по поводу религиозности Берни Сандерса».
В-третьих, утверждение компании CrowdStrike’s о том, что она раскрыла этот случай в течение двух часов, «крайне сомнительно». Специалисты говорят, что проникновение в глубины подобного вредоносного программного обеспечения требует использования сверхмощных компьютеров в тесном взаимодействии с интернет-провайдером, о чем вообще не заявлялось, и занимает недели, если не месяцы напряженного анализа.
В-четвертых, приписывание данной хакерской атаки русским слишком очевидно отражает желание соответствующих американских агентств лишний раз обратить внимание на Эдварда Сноудена. Их все еще раздражает, что этот наиболее одиозный источник утечки секретных документов США живет в безопасном от преследования убежище в России.
Подлинная идентичность хакера, который «внедрил кошку среди демократических голубей» из-за отсутствия твердых доказательств, как заключает DEBKAfile's, остается предметом предположений. При этом основных подозреваемых следует искать среди оппонентов Хиллари Клинтон внутри ее собственной партии. Можно бы было, кстати, напомнить о том, что, хотя на заключительном этапе Берни Сандерс явно «сдулся» и давления все же не выдержал, многие его сторонники остались по отношению к ней до конца непримиримыми. Как известно, больше всего их было среди специалистов в области IT.
Вместе с тем Х. Клинтон со своим штабом пытаются придать разразившемуся скандалу новое измерение – объявить о беспрецедентном и крупномасштабном «вмешательстве» России в ход избирательной кампании в США. Заодно они таким образом наносят удар и по Трампу, указывая на его «чрезмерные» симпатии к В. Путину. По существу, выстраивается некая конспирологическая теория о «совместном заговоре против Америки» этих политиков. Дональд Трамп, надо отдать ему должное, отнесся к подобным фантастическим построениям с большой долей иронии. Он заявил, что, если у России есть недостающие 30 тыс. электронных писем из переписки Х. Клинтон, которые она удалила, пытаясь избежать преследования за их несанкционированную рассылку, то он не против, чтобы они были напечатаны. Трампа спросили, встревожится ли он, если российская разведка изучит переписку экс-госсекретаря США. «Нет, я ни на секунду не поколеблюсь. Если у них есть эти письма... значит, они у них есть, и все тут», - ответил Трамп. При этом он имел в виду письма, отправленные в период, когда г-жа Клинтон была госсекретарем, а не переписку с серверов Национального комитета Демократической партии. Иронию, однако, понимают не все, и даже влиятельная The Washington Post написала, что «кандидат в президенты от Республиканской партии, напрямую попросил российское правительство вмешаться в ход президентских выборов в США».
Пресс-секретарь Трампа Джейсон Миллер вынужден был даже пояснить в «Твиттере», что Трамп всего лишь призвал другие страны передать властям США любую информацию, касающуюся электронных писем г-жи Клинтон. «Безответственность в другом - в том, что непорядочный человек, правонарушитель стирает более 30 тысяч писем», - сказал экс-спикер палаты представителей США Ньют Гингрич, имея в виду г-жу Клинтон. Республиканец Девин Нунес, председатель комитета по делам разведки палаты представителей Конгресса США, заявил: «Нет никаких доказательств, абсолютно никаких, той версии, будто российская сторона пытается повлиять на ход выборов в США».
Удастся ли Х. Клинтон в попытках обелиться от очередного скандала и до конца успешно разыграть «русскую карту», остается только гадать. Во всяком случае, основатель WikiLeaks Джулиан Ассанж, на сайте которого и размещены документы лидеров демократов, легкой жизни им не сулит. Он пообещал, что WikiLeaks опубликует еще больше дискредитирующих электронных писем Национального комитета Демократической партии. По его словам, попытка Клинтон объявить во взломе почты Россию - всего лишь уловка, рассчитанная на отвлечение внимания. «Что это, врожденный инстинкт Хиллари Клинтон и ее окружения? В случае серьезного внутриполитического скандала она пытается возложить вину на русских, китайцев и так далее», – говорит Ассанж. А уж он-то, наверно, знает, от кого на самом деле получены указанные письма.