ДОВСЕ реанимации не подлежит

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

На Западе участились призывы к России по поводу принятия совместных разоруженческих программ. Теперь глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер заговорил о необходимости заключить новое соглашение по контролю над вооружениями в Европе «для достижения прозрачности, предотвращения рисков и построения доверия», чтобы избежать новой гонки между Россией и НАТО. 

Предложение, как говорится, не лишено смысла, но только при условии точного определения причин, по которым «существующие механизмы контроля над вооружениями трещат по швам уже несколько лет». 

Как определяет эти причины господин Штайнмайер? «…Условия Договора об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ. – Ю.Р.), в рамках которого после 1990 года удалось ликвидировать в Европе десятки тысяч танков и единиц тяжелого вооружения, вот уже несколько лет игнорируются Россией, – утверждает он. – Механизмы верификации Венского документа (в соответствии с Венским документом 2011 г. государства-участники обмениваются информацией о военных силах и основных системах вооружений и техники, о планировании в области обороны и военных бюджетах. – Ю.Р.) не работают – Россия отказывается от необходимой модернизации… А захват Крыма превратил в макулатуру Будапештский меморандум – гарантию безопасности для Украины».

У русских говорят в таких случаях - валить с больной головы на здоровую. Хорошо известно, что проблему эффективного контроля над вооружениями в Европе сделали актуальной три волны расширения НАТО. С переходом в натовский стан бывших социалистических стран Восточной Европы и советских республик Прибалтики заключённый в 1990 году ДОВСЕ обессмыслился. Все установленные им фланговые ограничения оказались нарушены в пользу НАТО. Адаптированный вариант договора, который предполагалось запустить после Стамбульского саммита ОБСЕ в 1999 году, был странами НАТО отвергнут. 

Однако руководители альянса без смеха утверждают, что не расширившаяся НАТО оказалась на пороге России, а Россия подступает к границам альянса. В соответствии с этой вывернутой наизнанку логикой Россию после приостановки ею в 2007 году участия в ДОВСЕ принялись обвинять в подрыве контроля над вооружениями. Обвинения усилились после того, как Россия в марте 2015 года вышла из Договора окончательно и перестала участвовать в заседаниях Совместной консультативной группы (СКГ) по ДОВСЕ. 

Вдобавок Россию винят в подрыве механизмов верификации Венского документа. Так, в Вашингтоне недовольны проходящей в России в эти дни проверкой боеготовности вооруженных сил. Аналогично реагировал на внезапную проверку боевой и мобилизационной готовности войск, проводившуюся в июне в России, генсек НАТО Йенс Столтенберг, заявивший, что такие проверки «являются способом не выполнять соглашения, содержащиеся в Венском документе». Ответ из Москвы последовал незамедлительно. Замминистра обороны РФ Анатолий Антонов подчеркнул, что Россия уведомила военных атташе государств-участников Венского документа 2011 г. о внезапной проверке вооружённых сил, особо отметив, что сделано это, несмотря на то что положения указанного документа к проверке не применимы. 

Теперь, судя по предложению Ф.-В. Штайнмайера, речь заходит о некоей реинкарнации ДОВСЕ с предложением включить в соглашение новые системы вооружения, определить верхние пределы региональных границ и минимальные расстояния между ними с учётом новых военных возможностей и стратегий. Платформой для диалога Штайнмайер видит ОБСЕ, а формой выработки подходов к будущему соглашению – «структурированный диалог со всеми партнёрами, ответственными за безопасность на нашем континенте».

Внешне всё выглядит здраво, но только внешне - если не видеть в предложении Берлина подводных камней. 

Ни о какой новой версии старого ДОВСЕ не может быть и речи. Прошлогоднее решение Москвы о выходе из этого договора не было спонтанным, ибо дальнейшее следование безнадёжно устаревшему документу наносило прямой ущерб военной безопасности России. Сергей Лавров ещё два года назад высказался  по этому поводу совершенно определённо: «Нас призывают вернуться к выполнению так называемого ДОВСЕ. Он давно почил в бозе и реанимации не подлежит». 

Стоит обратить внимание на слова Ф.-В. Штайнмайера о том, что перезапуск контроля над вооружениями должен быть применим к областям со спорным территориальным статусом. С точки зрения Запада таковые есть только на постсоветском пространстве – Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия. А ещё, конечно, Крым, вхождение которого в состав России третий год не признаётся Западом и сопровождается антироссийскими санкциями, об отмене которых Штайнмайер даже не заикается (хотя бы в порядке инициативы, способной побудить к началу переговоров по контролю над вооружениями). 

Если бы Москва втянулась в переговоры на предложенных Штайнмайером условиях, ей пришлось бы участвовать в таком абсурде, как согласовывать объёмы и номенклатуру вооружений, размещённых на собственной территории в Крыму, а также на территории союзных ей, хотя и не признанных республик. Либо, что ещё хуже, «разменять» статус этих республик на некие уступки Запада по искомому соглашению. Последнее, не исключено, может коснуться и республик Новороссии.

Далее: в отличие от ДОВСЕ, подписанного 19 ноября 1990 г., то есть в условиях противостояния НАТО и Варшавского договора, новый договор не может исходить из ушедшей в прошлое блоковой структуры. Сам факт принятия на июльском (2016) саммите НАТО в Варшаве стратегии сдерживания «угрозы с Востока» и «устрашения» России говорит о том, что Западу выгодна конструкция, при которой Россия была бы вынуждена договариваться с альянсом в целом. 

Согласиться с таким подходом - значило бы наступить на старые грабли: ведь именно принцип блоковости, на котором был построен ДОВСЕ (при том, что формально квоты ограничиваемых договором вооружений и техники устанавливались для каждой отдельной страны и дополнялись численным ограничением вооружений на флангах линии противостояния НАТО и ОВД), позволил одной стороне – НАТО усилиться за счёт другой стороны – распавшегося вскоре Варшавского договора и в конце концов заставил Россию соизмерять свои группировки с силами альянса в целом. Несмотря на то, что холодная война была торжественно объявлена на Западе закончившейся. 

Вывод один: в случае разработки нового договора каждая из участвующих в нём стран должна брать на себя соответствующие ограничения. 

Безусловно, важнейшим условием начала работы над новым договором по контролю над вооружениями является прекращение войны в Донбассе. За всю свою послевоенную историю Европа не знала боевых действий такой продолжительности. Украина стала «чёрной дырой», затягивающей в себя огромное количество оружия… Невозможно представить, что, пока Украина ведёт систематические обстрелы городов Донбасса, киевский режим возьмёт на себя хоть какие-то добровольные ограничения вооружений. А без этого никакая система безопасности в Европе невозможна. 

«Наши оборонные потенциалы – как на Западе, так и в России – испытывают повышенную нагрузку. И никто не выиграет, все только проиграют от изматывающей гонки вооружений», – с этим выводом министра иностранных дел Германии надо согласиться. Остаётся лишь договориться о причинах возникновения «повышенной нагрузки». 

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
Статьи по теме