В сентябре Международный валютный фонд (МВФ) после годовой паузы вдруг раскошелился и перечислил Киеву транш займа в размере 1 млрд. долл. Конечно, украинскую экономику на такие деньги не оживишь. Да и деньги были выданы Украине для того, чтобы она произвела очередные выплаты по своим внешним долгам. В совокупности эти выплаты (обслуживание долга плюс погашение) должны составить в текущем году около 9 млрд. долл. При этом Украина «сэкономила» 3 млрд. долл., отказавшись платить России по займу, полученному в конце 2013 года, что означало её суверенный дефолт. «Экономия», правда, не помогла, и в этом году Украина балансировала на грани нового суверенного дефолта. Два суверенных дефолта за год – это был бы рекорд, достойный книги Гиннеса.
Узкая группа кредиторов, включающая МВФ, Казначейство США и Европейский союз, долго не могла принять решения. Видимо, не могли договориться, кому делать первый шаг в спасении Украины (были мнения, что спасать её не надо). Первый шаг пришлось сделать Международному валютному фонду, который объявил о транше в 1 миллиард. Такой была команда дяди Сэма, этого главного акционера МВФ. Украина, решили в Вашингтоне, ещё может понадобиться.
А далее - по согласованному плану. Следующий шаг Вашингтон сделал сам, обнародовав решение о выдаче государственной гарантии под размещение Киевом займа на сумму 1 млрд. долл. Гарантом от имени США, как всегда, выступает Агентство международного развития. Это уже третья гарантия Вашингтона украинским властям после государственного переворота 2014 года. Первая гарантия была выдана в мае 2014 года, вторая – в мае 2015 года. Каждая – на сумму 1 млрд. долл.
События, связанные с последней гарантией, развивались стремительно. 21 сентября на полях 71-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН произошла встреча Петра Порошенко с Джозефом Байденом. На встрече вице-президент США заявил, что Вашингтон готов выдать очередную гарантию на сумму 1 миллиард, поскольку, мол, Киев выполнил все необходимые условия.
А на следующий день Кабинет министров Украины уже провёл специальное заседание, на котором принял к сведению выдачу гарантии, принял решение о размещении займа под эту гарантию и о выделении в бюджете страны средств на обслуживание и погашение займа.
СМИ, однако, реагируя на события, перестарались. Многие дали сообщения о том, что Киев 22 сентября произвёл размещение бумаг займа под указанную гарантию. И даже приводились подробности: мол, спрос на бумаги был в несколько раз больше предложенного их количества.
Только отрапортовали преждевременно. Заём пятилетний, и датой погашения бумаг определено 29 сентября 2021 года. То есть стартовой датой займа является 29 сентября 2016 года. Другими словами, размещение запланировано, но ещё не осуществлено. СМИ же заговорили о нём как о свершившемся факте, скорее всего, потому, что покупатели на долговые бумаги Украины уже определены. Кто эти покупатели, мы не знаем, но Джозеф Байден, я думаю, в курсе.
А что если Украина не сумеет погасить свои обязательства по займу? Казначейство США, конечно же, выполнит свои гарантийные обязательства. Заметим - перед таинственными на данный момент держателями бумаг, а не перед Украиной. В момент выполнения гарантийных обязательств Вашингтон примет решение о взыскании эквивалентной суммы с Украины. Есть у меня подозрение, что всё это ещё весной было прописано в соглашении о гарантии между Вашингтоном и Киевом. Текст данного соглашения не читали даже депутаты Верховной рады. Взыскание может быть обращено либо на валютные резервы Украины, либо на какие-то физические активы, которые будут выставлены на продажу (активы могут быть также просто переданы на баланс указанных дядей Сэмом организаций). Гарантии просто так никто не раздаёт. Особенно дядя Сэм. Любой специалист в области кредитного дела знает, что гарантия – самое дорогое обеспечение кредитов. Об истинной цене «щедрых» гарантий дяди Сэма мы узнаем позднее. Все три гарантированных Вашингтоном займа Украины имеют одинаковый срок погашения – пять лет. Так что для Украины «горячее время» придётся на период с мая 2019 года (погашение первого гарантированного займа) по конец сентября 2021 года (погашение последнего).
До конца года Киев, скорее всего, ещё кое-что получит от своих западных благодетелей. Европейский союз на днях обещал 600 млн. евро так называемой микрофинансовой помощи. А там, глядишь, и Международный валютный фонд выделит до конца года ещё один транш на сумму 1,3 млрд. долл.
С началом осени жизнь, как показалось некоторым чиновникам в Киеве, стала налаживаться. Финансовый ручеек опять зажурчал. В сентябре Порошенко зачитал своё очередное послание к парламенту и заявил, что происходит восстановление доверия инвесторов к Украине, что начинается приток иностранных инвестиций. Вот его пафосные слова: «Нужно сметать ураганом все преграды на пути бизнеса и инвесторов. И правительство действует в правильном направлении. В Украине уже 3 000 старт-апов, рост идёт на 100% в год. Они обеспечивают рабочие места тысячам украинцев. Нам нужно поддерживать IT-сектор». А тут подоспели и свежие цифры Госстата Украины. Оказывается, объём инвестиций за первое полугодие текущего года на 5,4% превысил показатель за аналогичный период прошлого.
Однако официальный оптимизм украинского президента идёт вразрез с большинством экспертных оценок. Статистика роста объёмов инвестиций, который показывает Госстат, некорректна, считает экономический эксперт Андрей Блинов. «Это технический рост, - говорит он. - Львиная доля увеличения инвестиций – это рефинансирование дочерних банков их материнскими структурами, в первую очередь, российских банков. Это конвертация прежних кредитных линий, выданных «дочкам»».
А вот оценка сегодняшнего «инвестиционного климата» на Украине, сделанная Владимиром Лановым, президентом Центра рыночных реформ, бывшим вице-премьером и бывшим министром экономики: «…на Западе убедились, деньги не доходят до адресата. Какие уж тут инвестиции? Из страны разбегаются даже собственные доморощенные бизнесмены – они идут туда, где вести бизнес не рискованно, где завтра их не ограбят, не убьют и не будут вымогать денег… В такой атмосфере в Украину мало кто решится прийти».
Большие надежды на улучшение инвестиционной привлекательности Украины Порошенко связывает с Национальным инвестиционным советом (НИС). Эта структура до сих пор никак себя не проявила, но недавно ее возглавил Борис Ложкин, отодвинуытый от поста главы администрации президента. От него ждут коренных перемен, но вряд ли дождутся. Учитывая высочайшие риски в сфере инвестиций, иностранцы готовы заходить в страну лишь при условии, если им удастся найти проекты, обеспечивающие прибыль не менее 20 процентов в год. На Украине такого сегодня нет. Максимум можно рассчитывать на 12-14% прибыли в год. Инвесторы заявляют, что это они спокойно могут найти и в других странах, где нет разгула коррупции, рейдерства, бандитизма и не ведутся военные действия.
Сейчас в Верховной раде началась подготовка проекта бюджета страны на 2017 год. Обнародованы некоторые оценочные параметры и ограничения будущего бюджета. Выяснилось, что в следующем году расходы, связанные с суверенным (государственным) долгом Украины должны составить не менее 9 миллиардов долларов. Это расходы на обслуживание долга (выплата процентов) и погашения (выплаты основной суммы долга). Примерно 6 млрд. долл. расходы по внешнему долгу и 3 млрд. долл. – по внутреннему долгу. Пропорция расходов по обслуживанию государственного долга и расходов по его погашению в следующем году выглядит как 46 : 54.
Для справки: на конец июля 2016 года суверенный долг Украины составил 67,12 млрд. долл., в том числе внутренний долг – 22,96 млрд., внешний – 44,15 млрд. долл. Если соотнести расходы по обслуживанию и погашению суверенного долга с общей суммой этого долга, получается примерно 13,4%. Это много, но дальше ещё хуже. Хуже станет тогда, когда начнутся погашения ныне получаемых займов и кредитов. По оценкам экспертов, сегодня только для обслуживания суверенного долга Украины требуется около 5% ВВП. А когда через несколько лет пойдут массовые погашения займов, то на выплаты потребуется около 10% ВВП. Чтобы страна могла выжить на этом крутом вираже, надо, чтобы темпы экономического роста были как минимум 10% в год. Такие темпы наблюдались в Китае в разгар его «экономического чуда». Какими будут темпы на Украине по итогам 2016 года, сейчас сказать трудно. Расчёт цифр по бюджету на 2017 год базируется на прогнозе в 2% прироста ВВП, но украинские эксперты горько шутят, что это не прогноз, а лишь «надежда». Так что эйфория Киева по поводу «финансового оживления» очень скоро испарится.