«Сейчас мы находимся в критической ситуации. Речь идет о том, чтобы делами показать, что мы можем стать лучше» - этими словами федеральный канцлер Германии Ангела Меркель предвосхитила решения прошедшего в Братиславе 16 сентября неформального саммита Европейского союза. При этом о самих решениях, которые позволили бы Союзу «стать лучше», участники братиславского форума заявлять не спешили, если не считать объявления о намерении профинансировать укрепление пограничного режима между Болгарией и Турцией.
Понадобилось почти две недели, чтобы достоянием европейской общественности стали конкретные договорённости, достигнутые в столице Словакии. У такого нежелания огласки есть свои причины.
Главной из причин явилось намерение провести беспрецедентную в истории Евросоюза операцию по финансированию (за счёт европейских налогоплательщиков) беженцев, находящихся «на чужой территории» - в Турции. Как стало известно германскому изданию Die Welt, ЕС согласился взять на себя обязательство оказывать сирийским беженцам, находящимся в Турции, ежемесячную финансовую помощь в размере 30 евро из расчёта на человека. Данная помощь будет поступать беженцам на предполагаемые у них банковские карты. Реализацию программы планируется начать уже в октябре, причём сроки её завершения не определены. Известно лишь, что первоначально решено выделить на это дело 350 млн евро.
Контроль за перечислением средств руководители Евросоюза намерены возложить не на органы Союза и не на турецкое правительство, а на сторонние институты – турецкую гуманитарную организацию «Красный полумесяц» и Всемирную продовольственную программу ООН. Еврокомиссар по гуманитарной помощи Христос Стилианидис уже объявил предстоящие ежемесячные выплаты «беспрецедентным ответом на беспрецедентный кризис» – вполне в духе приведенного выше призыва Ангелы Меркель «показать, что мы можем стать лучше».
При всей внешней привлекательности такой меры её практическое осуществление вызывает много вопросов как конкретного, так и общеполитического свойства. Оставим в стороне сомнения насчёт того, как находящиеся на территории Турции, по разным оценкам, от двух до трех миллионов беженцев смогут распорядиться деньгами, учитывая необходимость обеспечения контроля за переводом и получением денежных средств в специфических условиях их проживания.
Гораздо более актуальным видится вопрос о соответствии решения ЕС тем договорённостям по урегулированию миграционного кризиса, которые в марте текущего года были достигнуты на переговорах Евросоюза и Турции. Тогда Брюссель взял на себя обязательство оказывать финансовую помощь непосредственно правительству Турции, с тем чтобы Анкара держала закрытыми ворота в Европу. Одновременно был введен в действие принцип, согласно которому турецкая сторона обязалась принимать обратно мигрантов, перебравшихся из Турции в Грецию по восточносредиземноморскому маршруту; при этом Евросоюз брал на себя расходы по их размещению на турецкой территории.
Первоначально Брюссель пообещал Анкаре три миллиарда евро. Затем речь зашла о шести миллиардах, и дальнейшие переговоры на этом застопорились. К тому же Евросоюз так и не выполнил своё общение распространить на граждан Турции со второй половины текущего года безвизовый режим и разморозить переговоры о приёме страны в свои ряды.
В ответ президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обвинил руководство ЕС в срыве договорённостей и одновременно поднял «цену вопроса» до 12 млрд евро. Именно такую сумму, по его мнению, Брюссель должен выплатить Анкаре, если не хочет, чтобы турецкая сторона распахнула «ворота в Европу» для трёх миллионов беженцев.
Согласно имеющейся информации, идея о выплате пособий беженцам, находящимся в Турции, была предложена руководству Евросоюза Германией и имеет целью вывести за рамки переговорного процесса Анкару и лично турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Причина понятна: бездействие ЕС в отношении миграционного кризиса несёт правящим элитам Германии, Франции, Нидерландов, Австрии и других государств старой Европы ощутимые электоральные потери. Череда поражений христианских демократов на земельных выборах в Германии – лучшее тому подтверждение. Но и платить напрямую Турции во главе со всё более нерукопожатным для Запада президентом Эрдоганом также вряд ли понравится европейской общественности, и без того называющей позицию Брюсселя в отношении Анкары «капитулянтской».
В этих условиях передача контроля над распределением средств ООН и турецкой неправительственной организации выглядит попыткой «обойти» власти Турции и попробовать решить проблему беженцев и мигрантов «на чужой территории».
Кроме того, решение о выплате ежемесячного содержания беженцам в Турции посылает прозрачный сигнал участникам предстоящего 2 октября референдума в Венгрии по вопросу о системе квот на приём мигрантов. Его смысл: Евросоюз действует, ищет пути решения проблемы и проявляет гибкость. А следовательно, не стоит выступать против его политики.
Но это, так сказать, взгляд из Брюсселя. В Турции же намерение ЕС вывести Анкару из игры способно вызвать новый всплеск антиевропейских настроений и расширить общественную поддержку Эрдогана. Об этой поддержке пишет турецкое издание Daily Sabah: «Турция является ключевым региональным игроком. Несмотря на то, что пережитые ею за последние шесть месяцев события любую страну привели бы на грань коллапса, Турция по-прежнему располагает надежным государственным механизмом и армией, которая уже месяц проводит крупномасштабную операцию в Сирии. У неё есть лидер, чья популярность внутри страны растёт вопреки демонизации со стороны зарубежных СМИ, и после попытки переворота именно этого лидера отождествляют с будущим страны».
И вряд ли амбициозный Реджеп Тайип Эрдоган будет приветствовать фактический отказ Брюсселя от выплаты Анкаре уже ранее обговоренных миллиардов евро. А следовательно, можно ожидать нового витка эскалации напряжённости как в отношениях Турции и ЕС, так и в зоне турецких интересов на Ближнем Востоке, откуда и движется основной поток беженцев и мигрантов в Европу. И тогда «карточная» игра Брюсселя в Турции может обернуться серьёзным геополитическим провалом.
Фото: capx.co