Одесский губернатор Михаил Саакашвили ещё несколько дней назад налево и направо раздавал на Украине интервью о своём скором отъезде в Грузию с тем, чтобы, как он выражался, «защитить выбор», то есть уличными протестами добиться реванша своей партии «Единое национальное движение» (ЕНД), которая в 2012-м проиграла «Грузинской мечте» парламентские выборы. Сегодня он сделал совершенно иное заявление: «Я вижу, что многие ждут результатов грузинских выборов в надежде отправить меня обратно в Грузию. Таких я хочу разочаровать, независимо от результатов выборов в Грузии, я не покину поле битвы и буду до конца сражаться за настоящие изменения и смену политического класса в стране моего гражданства. Я взял обязательства перед украинцами и не собираюсь их оставлять в беде. Естественно, я буду продолжать живо интересоваться грузинскими событиями и не намерен оставлять в беде и грузин».
Действительно, после признания Саакашвили в том, что он организует в Турции на границе с Грузией оперативный штаб, из которого будет руководить действиями сторонников ЕНД в Тбилиси, многие в Одессе в мыслях попрощались с «Мишкой-подкидышем». Циркулировал слух и о том, что в Киеве уже подписан указ о назначении нового губернатора Одессы, однако Саакашвили в ответ пообещал представить трёх своих новых заместителей – выпускников Кембриджа, Принстона и Лондонской школы экономики. Видимо, на Украине не осталось вузов, выпускающих специалистов, способных управиться с украинскими же проблемами в Одесской области.
За три дня до голосования в Грузии Саакашвили из Одессы обратился к сторонникам ЕНД в Тбилиси, пообещав перебраться к ним «с другой стороны Чёрного моря». Митинг ЕНД, участники которого внимали Михо, стал поводом для конфуза: снимки с этого мероприятия (их Саакашвили гордо разместил в своей ленте Facebook) были обработаны программой Adobe Photoshop, чтобы создать впечатление огромной толпы. Однако внимательные грузины тут же заметили подделку – на фотографиях отсутствовала телебашня на горе Мтацминда – и принялись потешаться над «одесским лжецом» и «фокусником».
Однако самого Саакашвили ничуть не огорчила потеря телевышки: у Украины же получилось «уместить» на майдане с помощью прессы, съёмок из космоса и Adobe Photoshop целый миллион народу, почему же ЕНД должна упускать замечательные возможности фоторедактора, лёгким движением умелых рук превращающего каждую тысячу митингующих в десять, а то и сто тысяч? Мир давно судит о событиях по картинке, а есть там телебашня на горе или даже есть ли там сама гора – неважно.
Теперь Михо объявил, что «не покинет Украину, даже если итоги выборов в Грузии будут не в пользу его партии». Столь резкая смена планов Саакашвили объясняется просто: его американские кураторы совершенно не заинтересованы в том, чтобы их «подкидыш» оставлял украинский проект. Их устраивает существующее положение дел, когда одесский губернатор, сидя на украинском стуле, формирует здесь проамериканское политическое движение с прицелом на парламент, а, сидя на стуле грузинском, влияет на возвращение во власть ЕНД. Эдакий «Труффальдино» с той разницей, что плут из Бергамо, герой пьесы Гольдони, служил двум господам, а у плута из Тбилиси – один хозяин на две страны.
Между тем в Грузии ситуация к ночи накалилась. Уже объявлены результаты экзитполов, и они существенно разнятся. Первый от ТNS, проведенный по заказу четырёх грузинских телекомпаний, показал победу «Грузинской мечты – Демократической Грузии» с результатом 53,8 процента и провал ЕНД с результатом 19,5 процентов. Второй от GfK, который заказала благоволящая к Саакашвили и его партии телекомпания «Рустави 2», определил минимальный разрыв между ГМ-ДК (39,9%) и ЕНД (32,74%). Саакашвили ранее заявлял, что будет доверять только экзитполу от «Рустави 2».
ЕНД в Грузии уже обратилась к своим сторонникам с призывом «защитить голоса» и объявила, что данные экзитполов не отражают действительности по причине того, что «люди боялись говорить, что голосовали за оппозицию». По мнению представителей «Единого национального движения», нужно дождаться официальных результатов голосования, они-то и покажут победу проигравших и проигрыш победителей. Иначе говоря, слова Саакашвили о доверии к данным экзитпола, заказанного у американо-германской компании GfK, сыграли с ним ту же шутку, что и программа Adobe Photoshop, съевшая телебашню на горе Мтацминда: победы у партии Саакашвили нет, как ни крути.
А что сам Саакашвили? Да пока молчит как рыба. Его жена Сандра Рулофс, второй номер в списке ЕНД, предусмотрительно проговорилась накануне грузинских выборов в интервью RFI, что цель её мужа – «работать в Киеве, а не в Одессе». Она тоже уповает на улицу, в случае если результаты голосования не устроят ЕНД. В качестве примеров для подражания приводит «революцию роз» и украинский майдан 2004 года: «Будем ждать результатов выборов, а также оценку наблюдателей. Это будет барометром: отражает ли этот результат реальные настроения в обществе. А если нет, мы помним ситуацию в 2003 году, когда произошла «революция роз». Люди вышли на улицы, потому что увидели в результатах выборов несоответствие их ожиданиям. Они потребовали новых выборов. Их не услышали, а они остались на улице до конца, как, например, потом было в Украине».
Жене Саакашвили революции ещё видятся такими, как на пасторальных картинках десятилетней давности. Её муж, лишённый грузинского гражданства и обвиняемый в Грузии в преступлениях, отлично понимает, что теперь революции выглядят совершенно иначе, на смену времени роз пришло время вооружённых переворотов. Если и вспоминать в этом контексте украинский опыт, то исключительно 2014 года. Ещё лучше понимает Саакашвили данные экзитпола международной исследовательской группы TNS, означающие, что грузинский стул под ним шатается и вот-вот развалится.