Состоявшиеся 16 октября в Черногории парламентские выборы говорят о глубоком общественно-политическом расколе в этой бывшей югославской республике. Несмотря на формальную победу Демократической партии социалистов (ДПС) премьер-министра Мило Джукановича (41,42% голосов и 36 мандатов), оппозиция смогла добиться хороших результатов – особенно с учётом беспрецедентно грязной кампании в местных СМИ и прямого подкупа избирателей властями (по имеющимся данным, «цена голоса» подскочила на этих выборах до рекордной отметки в 250 евро).
Оппозиционный лагерь в составе «Демократического фронта», коалиции «Ключ», движения «Демократы» и Социал-демократической партии получил в сумме 39 мандатов в 81-местной скупщине – больше, чем ДПС Джукановича.
Представители оппозиции уже заявили, что не признают результаты выборов и намерены провести массовые акции протеста.
Дальнейшее развитие ситуации будет напрямую зависеть от способности оппозиционных лидеров к единству действий. По крайней мере, трое лидеров оппозиционных партий и движений – Андрия Мандич («Демократический фронт»), Миодраг Лекич («Ключ») и Ранко Кривокапич (социал-демократы) имеют политические амбиции, выходящие за рамки завоевания парламентского большинства. Все понимают также, что режим Джукановича попытается расколоть оппозицию.
Одним из наиболее опасных вариантов развития событий для Джукановича являются даже не антиправительственные манифестации, которые уже проходили осенью 2015 года под антинатовскими лозунгами и были жестоко подавлены, а солидарный отказ всех оппозиционных партий от своих мандатов, что намертво блокирует работу парламента нового состава (необходимый кворум составляет две трети депутатов). Проведение же «очередных внеочередных» выборов может принести Мило Джукановичу полное поражение, учитывая динамику изменения общественного мнения в стране в последние месяцы. Так, согласно большинству соцопросов, ещё летом «Демократический фронт» Андрии Мандича набирал всего 8-12% голосов, на выборах же 16 октября он получил 20,27% голосов. Тенденция очевидна.
Мило Джуканович сопротивляется своему возможному уходу всеми средствами. Власть вновь ищет «руку Белграда» и «руку Москвы». Произведенные накануне выборов аресты подозреваемых в подготовке терактов граждан Сербии сразу же обросли в СМИ шокирующими и одновременно нелепыми рассказами о том, как то ли 12, то ли 20 граждан Сербии въехали в страну с целью достать автоматическое оружие, затем напасть на полицейское управление, захватить ряд высших государственных чиновников и похитить Джукановича.
Запад подыгрывает спектаклю. Вице-президент Атлантического совета США Дэймон Уилсон обвинил Россию в том, что она якобы финансировала «беспрецедентную антинатовскую кампанию» в Черногории. В том же ключе будут рассматриваться и заявленные оппозицией массовые антиправительственные акции.
Абсурдность подобных обвинений не могут не понимать и в правящих кругах Черногории. Ведь помимо пропаганды существуют реальные интересы, и они объективно разворачивают Черногорию лицом к России. Не далее как в прошлом месяце российская компания НОВАТЭК и итальянская Eni подписали с правительством Черногории концессионное соглашение о разведке и добыче углеводородов на четырех шельфовых участках в этой стране. В соглашении речь идёт о блоках общей площадью около 1,2 тысячи кв. км в территориальных водах Черногории. НОВАТЭК и Eni должны начать буровые работы до конца текущего года. Запасы нефти в Черногории оцениваются в 7 млрд баррелей. Срок действия концессии - 30 лет.
Говоря о перспективах развития общественно-политической ситуации в Черногории, надо учитывать, что западный кредит поддержки Джукановича не бесконечен. О мнении, сложившемся в европейских столицах о черногорском премьере, говорит статья во влиятельном французском издании Libération. «НАТО и ЕС, - пишет издание, - относятся к Черногории с нарочитой благосклонностью, несмотря на отступления от демократии, высокий уровень коррупции и недостатки в плане формирования правового государства». Представители клана Джукановича, продолжает Libération, «в первую очередь брат и сестра, значатся в списке самых богатых людей страны. Он практически заткнул рот оппозиции, а на средства массовой информации и некоммерческие организации обрушивается поток клеветы». Libération напоминает, что «если на протяжении последних десяти лет правительство называло всю оппозицию «просербской», теперь на смену этому определению пришли ярлыки «пророссийский» и «антинатовский», притом что население этого небольшого государства действительно традиционно испытывает теплые чувства к России и разделено по поводу вступления в Североатлантический альянс. Люди вспоминают, как российские цари помогали маленькому княжеству в борьбе с турками-османами в XVIII и XIX веках. Что касается проживающих на севере сербов, они так и не смогли простить НАТО бомбардировки 1999 года».
Справедливо сказано. Даже The Washington Post признаёт, что в Сербии сегодня гораздо больше граждан предпочли бы союз с Россией (67,2% за него и только 18,8% против) и гораздо меньше желают вступить в Европейский союз (соответственно 50,9% за и 38,8% против). Настроения, распространённые в Сербии, прямо влияют на общественно-психологическую ситуацию Черногории. Четвертьвековая эра Джукановича близится к концу.