Парламенты Украины, Польши и Литвы задумали совместно принять «Декларацию памяти и солидарности», относящуюся к событиям Второй мировой войны. Первой выступила Верховная рада Украины - одобрила упомянутую декларацию 20 октября. В Варшаве и Вильнюсе вроде бы готовятся поддержать украинский почин, но пока не спешат.
Так за какую «память и солидарность» проголосовали украинские нардепы?
Ещё раз привлекли внимание к «пакту Риббентропа – Молотова», то есть к Договору о ненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939 года, сорвавшему планы западных держав повернуть острие гитлеровской агрессии против Советской России. «Пакт», объявили нардепы, привёл «к взрыву 1 сентября Второй мировой войны, вызванной агрессией Германии, к которой 17 сентября присоединился Советский Союз. Следствием тех событий была оккупация Польши Германией и Советским Союзом, a в 1940 году – советская оккупация Литвы, Латвии и Эстонии».
Снова перепевается давний тезис о «равной ответственности» Советского Союза и гитлеровской Германии за развязывание Второй мировой войны, на котором держится, например, известная резолюция ПА ОБСЕ «Об объединении разрозненной Европы», принятая 3 июля 2009 г. в Вильнюсе.
Муссируют этот тезис политики на Западе без конца, вколачивают в сознание, вписывают в учебники. Так, в канун 77-й годовщины начала Второй мировой войны министр обороны Польши Антоний Мачеревич заявлял: «Этой войны, этой страшнейшей драмы не было бы, если бы не российско-немецкий союз, если бы не пакт Молотова – Риббентропа, если бы не заговор Гитлера и Сталина».
Однако не все, как пан Мачеревич, обуреваемы политиканством, замешанным на русофобии, и не у всех короткая память. Договор, принятый за неделю до начала мирового конфликта, стать его причиной, естественно, никак не мог, но ведь на Западе тоже не могут простить Москве, что первый удар гитлеровской Германии, которую там, как могли, направляли против СССР, по Западу же и пришёлся.
Наверное, надо ещё раз не только украинцам, но и полякам, и литовцам освежить память о том, как это было на самом деле.
Пакт Пилсудского – Гитлера от 26 января 1934 г., официально именовавшийся «Декларацией о неприменении силы между Германией и Польшей», позволил фюреру добиться возвращения Саара под юрисдикцию Германии и осуществить ремилитаризацию Рейнской области, не опасаясь удара с тыла – с польской стороны. Об этом сегодня в Польше молчат.
Затем Польша сыграла на редкость неблаговидную роль в Мюнхенском сговоре, отдавшем на заклание агрессорам Чехословакию и поощрившем Гитлера к походу на Восток. Чтобы приблизиться к границам СССР, вермахт должен был захватить польские земли, но в Варшаве грезили, как бы вместе с фашистской Германией заняться разделом Советского Союза. В январе 1939 г. на переговорах с И. Риббентропом в Берлине польский министр иностранных дел Ю. Бек так и говорил: «Польша претендует на Советскую Украину и на выход к Чёрному морю». Гитлер же тем временем уже задумывался о военном решении «польской проблемы». В итоге 1 сентября 1939 года германские нацисты и решили «проблему», как они хотели.
Польша буквально на следующий день после позорного Мюнхенского сговора западных демократий с Гитлером и Муссолини приступила к отторжению от Чехословакии Тешинской области, наотрез отказавшись пропускать через свою территорию к границам рейха войска Красной армии. Заодно торпедировала заключение военной конвенции СССР, Великобритании и Франции. Стань такая конвенция свершившимся фактом, вооруженные силы трех стран в совокупности имели бы 311 дивизий, 11,7 тыс. самолетов, 15,4 тыс. танков, 9,6 тыс. тяжелых артиллерийских орудий (вдвое больше, чем блок Германии и Италии). Однако надежный заслон от нацистской агрессии, который мог бы спасти и Польшу, создан не был – в том числе по вине Польши.
Ну а причём тут Украина со своей «Декларацией памяти и солидарности»? А ни при чём. Украина с 1922 г. была органической частью Советского Союза и субъектом международного права не являлась. Это только Порубии, Порошенки и им подобные могут морочить людям головы на сей счёт, да ещё А. Яценюк может заявить: «Мы все хорошо помним вторжение СССР в Германию и на Украину».
У народа, однако, смеем думать, хранится совсем иная генетическая память о Второй мировой – о Великой Отечественной войне. 8 миллионов жизней жителей Украинской ССР – таков жертвенный вклад этой республики в разгром фашистской Германии. Об этом украинские нардепы подло молчат. Зато объявляют: «Мы помним о борьбе литовских, польских и украинских национальных сил антикоммунистического и антинацистского движения сопротивления, которые создали моральную основу для возвращения независимости наших государств».
Помнят, значит, как аковцы, оуновцы, «лесные братья», наносившие удары Красной армии в спину, уничтожили сотни тысяч человек из числа мирного населения – русских, поляков, украинцев, литовцев, евреев, белорусов, цыган…
И вот что ещё исключительно важно. Возлагая на «Российскую империю» ответственность за развязывание Второй мировой войны (именно в таких выражениях спикер Верховной рады представил упомянутую декларацию), ни Польша, ни Литва, ни нынешняя Украина не собираются отказываться от прямых выгод, которые они имеют от участия СССР в войне, и прежде всего от территориальных приращений, которыми они обязаны «Российской империи».
Есть в декларации украинской Рады и новенькие пункты, раньше не звучавшие с таким вызовом даже в устах отъявленных фальсификаторов: «Те события [советско-германский договор о ненападении и начало Второй мировой. – Ю.Р.) привели к принятию в Ялте в 1945 году решений, которые начали новый этап порабощения всей Восточной и Центральной Европы, длившийся полвека».
Интересно: в Лондоне и Вашингтоне теперь тоже так считают? Вроде бы раз и навсегда на скрижалях истории записано: Ялтинская конференция лидеров СССР, США и Великобритании была созвана в условиях совместных действий антигитлеровской коалиции и приближавшейся тогда, в феврале 1945 г., победы над Третьим рейхом. И решения Ялты положили начало процессу искоренения германского милитаризма и нацизма, создания гарантий того, что «Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир».
С Ялты стартовал и процесс установления послевоенных границ, от чего, как уже сказано, больше других выиграла Польша, прирастившая за счет германских земель свою территорию на добрую треть. Благодаря новым границам выиграли и Литва, и Украина. А последняя (только не как что-то «самостийное», а как Украинская ССР) благодаря настойчивости советской делегации ещё и получила тогда место учредителя ООН.
Так чего всё-таки добиваются в Киеве, Варшаве, Вильнюсе? Всё того же. Хотят убедить мир, что осуществление Российской Федерацией «агрессивной внешней политики, оккупация Крыма, поддержка и осуществление вооруженной интервенции на востоке Украины, нарушение основных норм международного права и договоров, подписанных с Украиной, невыполнение Кремлем договоренностей и ведение гибридной информационной войны» представляют угрозу миру и безопасности Европы.
Хорошо, что мир черпает информацию не от украинских политических маргиналов. Люди сами могут судить о том, кто развязал Вторую мировую, кто этому помогал, а кто сломал хребет фашизму. Кто уничтожает своих бывших соотечественников в Донбассе, а кто ведёт дело к восстановлению мира на этой земле. Кто хотел бы превратить историю в служанку авантюристической политики, а кто находит в ней силу для новых побед.