В последнем проекте резолюции по Сирии к проходящему 20-21 октября в Брюсселе саммиту ЕС, говорилось: «В случае, если зверства продолжатся, Евросоюз принимает к рассмотрению все опции, включая санкции против лиц или организаций, которые поддерживают сирийский режим».
Фраза о «всех опциях» была включена в текст проекта резолюции в последний момент, на фоне переговоров в Берлине между французским, немецким и российским лидерами.
К числу решительных сторонников антироссийских санкций относят Великобританию и Францию; им противостоят в этом вопросе Италия, Венгрия и Греция. Министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сиярто в интервью немецкой Rheinische Post сделал важное заявление: неконкретное предложение ввести такие санкции, сказал он, не имеет поддержки большинства стран Евросоюза.
Отсутствие консенсуса по данному вопросу подтвердил председатель Европарламента, немецкий социал-демократ Мартин Шульц.
После первого дня двухдневного саммита из формулировки резолюции вымарали слово «санкции», хотя за «всеми опциями» опять-таки стоит то же самое.
Насколько известно, вчера, в первый день саммита, прямо о готовности поддержать антироссийские санкции заявил только один из лидеров стран-членов ЕС - премьер-министр Болгарии Бойко Борисов.
Ангела Меркель на своей пресс-конференции вообще не произнесла слова «санкции». Так же поступил и Мартин Шульц в интервью «Немецкой волне» перед самым открытием саммита, хотя до этого он говорил об «ужасах статус-кво» в Сирии, поддержанию которого способствует Россия, и называл политику санкций против России «тестом на состоятельность для всех институтов Евросоюза».
Видимо, европейские чиновники рассчитывали пройти этот тест, но споткнулись. По большому счёту саммит ЕС провален. Разногласия возникают не только по России, но и, например, по вопросу подписания договора о торговом и инвестиционном сотрудничестве с Канадой (CETA) из-за возражений Валлонии, франкоговорящей бельгийской провинции. Категорическое «нет» валлонов раздалось в последний момент так, что найти компромисс оказалось уже невозможно.
Острой оказалась дискуссия и по миграционной политике Евросоюза. Германия и другие страны ЕС, сохраняющие контроль над пересечением границ, отклонили предложение Венгрии и Словении об отмене такого контроля. Две последние страны волею Брюсселя превращены в приёмник мигрантов, которые не могут в условиях выборочного пограничного контроля достичь своей цели – попасть в Германию.
План, по которому страны ЕС были обязаны принять по квотам Брюсселя некое предписанное им количество мигрантов, разлетелся вдребезги. Так, из 24 мигрантов, которых приняла Латвия, 23 уже покинули выстроенные для них общежития, чтобы добраться до вожделенной Германии.
На фоне этого хаоса Ангела Меркель сделала не самый плохой ход - подчеркнула наличие «широкого консенсуса относительно стратегических возможностей по отношению к России». Этот тезис ещё подлежит расшифровке, но «стратегические возможности» - это всё же нечто иное, нежели «санкции», а Маттео Ренци уже намеревается вроде бы обсудить пути сближения с Россией.
К концу сегодняшнего дня, а ещё больше на выходных станет понятнее, как разворачивалась и к чему пришла на данном этапе самая острая с 2014 года дискуссия внутри ЕС. Хотя и так видно, что согласия по вопросу о том, как строить отношения с Россией, в Европе не прибавилось. Скорее наоборот.
Соб. корр. ФСК